Почему владельцы определенных под снос домов не всегда получают денежную компенсацию или новое жилье

Новоселье откладывается

Владельцы домов, определенных под снос, получают солидную денежную компенсацию или новое жилье высоких потребительских качеств. Но иногда так не происходит. Почему?

Странный пакет документов

Андрей Михайлович и Тамара Алексеевна — глубокие пенсионеры, сейчас им под восемьдесят. До недавнего времени пожилые люди жили в старом частном доме в самом центре Могилева. 

Однако, согласно генеральному плану города, в 2019 году на месте частного сектора должны были начать возведение многоэтажки. Дома, в том числе и принадлежавший пожилым людям, снесли, земельные участки изъяли. Застройщиком выступило могилевское общество с ограниченной ответственностью. 

Надо сказать, что ко времени описываемых событий пожилые люди были давно в разводе, дом их поделен на две равные доли, так что они могли претендовать на две квартиры. Представители фирмы застройщика предложили Андрею Михайловичу и Тамаре Алексеевне две однокомнатные квартиры в том самом доме, строительство которого только начиналось. Хозяева согласились. Главным аргументом в пользу такого решения стало то, что жить им предстояло на прежнем месте, где все привычно и знакомо. А на время строительства они поселились у младшего сына. 

Но чтобы у ООО не возникло проблем с властями, будущим новоселам предложили подписать довольно странный пакет документов, из которого следовало, что вместо квартир они получили компенсацию. 

Снесенный дом оценили в 112 тысяч рублей, земельный участок с хозпостройками — в 13 800.

Каждому из бывших супругов-дольщиков предложили написать расписку о том, что деньги ими уже получены и они претензий к застройщику не имеют. Так как каждый владел половиной дома, оба написали расписки, что получили по 56 000 рублей за дом и по 6900 за участок. Позже роковую роль сыграли именно эти неосмотрительно подписанные документы. 

Правда, тут же на месте, в кабинете директора, были составлены и передаточные акты, согласно которым деньги эти у пенсионеров изымались в счет получения квартир в строящемся доме. 

Пообещали и обманули?

Строительство завершилось в 2021 году, директор общества с ограниченной ответственностью передал бывшим супругам ключи от квартир, не хватало только правоустанавливающих документов, так как многоэтажка еще не была сдана в эксплуатацию. 

Обрадованные пожилые люди стали даже перевозить в новое жилье свою мебель. И тут у фирмы-застройщика сменился директор: прежний погиб. А новый руководитель передал в гор­исполком и кадастровое агентство расписки пенсионеров о получении компенсации, а экземпляры актов изъятия у них всей суммы в счет оплаты нового жилья в фирме почему-то потерялись. 

Директор беззастенчиво предложил пожилым людям еще раз выкупить свои однокомнатные квартиры за полную стоимость — каждую за 36 тысяч долларов по курсу.

Конечно, было видно невооруженным глазом, что злополучные расписки, а также акты изъятия составлялись просто для того, чтобы отцепились проверяющие: дескать, с владельцами снесенных домов рассчитались полностью. Не были открыты счета, на которые перечислялись деньги, не было банковских проводок, никаких других финансовых документов, подтверждающих оплату. 

Купили жилье на вторичке

Поначалу, куда бы пенсионеры ни обращались, им отвечали, что они уже получили компенсацию и написали собственноручно, что претензий к фирме не имеют. 

Тогда в конфликт вмешалось младшее поколение: сыновья, невестка помогали пожилым родственникам правильно составлять жалобы, отправляли во все инстанции: в горисполком, обл­исполком, прокуратуру, милицию, даже Национальное собрание. 

В милиции провели проверку, выяснили, что никаких денег владельцы снесенного дома не получали. Однако из-за смерти первого директора оказалось, что привлекать к ответу вроде бы некого, предложили разрешить спор в суде. 

В горисполкоме собрали всех участников конфликта и порекомендовали руководству фирмы поскорее решить вопрос в пользу пожилых людей. Состоялся серьезный разговор и в кадастровом агентстве. 

И все же в суд пришлось обращаться. Он примирил участников конфликта. Было принято компромиссное решение: фирма купила для пенсионеров жилье на вторичном рынке, которое вот-вот обещает передать новоселам. 

Геннадий Михолап, адвокат Могилевской областной коллегии адвокатов:

— В данном сложном как жизненном, так и правовом случае имеется множество различных юридических фактов и обстоятельств, а также действий и уже вынесенных решений некоторых государственных органов. Поэтому комментировать уже сложившуюся ситуацию и принятые по ним действия и решения не совсем правильно.

И все же можно сказать, что, во-первых, в трудных жизненных ситуациях молодые должны помогать своим престарелым родственникам советами и действиями, конечно, на той стадии, когда необходимо принимать решения о совершении юридически значимых действий, а не тогда, когда исправить что-либо уже весьма трудно, даже если считается, что правда на вашей стороне.

Во-вторых, лицам, дома которых сносятся, надо строго придерживаться норм законодательства, порядка решения вопросов об оценке сносимого жилья, порядка предоставления денежных компенсаций за снос либо предоставления взамен жилых помещений и иных норм, регулирующих данное положение. При непонимании ситуации можно, а иногда и необходимо обращаться к специалистам, которые разъяснят суть происходящего и возможные последствия. Как правило, у законопослушных застройщиков и лиц, чьи дома сносятся, не возникает описанных случаев с недействительными или ничтожными расписками, актами и другим, обманом собственников сносимых домов, отказами реально предоставить взамен сносимых жилые помещения. Хотя споры, конечно, бывают и при полном соблюдении законов, но они разрешаются гораздо проще.

Безусловно, можно однозначно сказать, что не надо подписывать правовые документы, которые не отражают реальные юридические факты и обстоятельства, вне зависимости от того, чем руководствуется лицо, которое такие документы подписывает (в данном случае получение квартиры в доме по месту сноса). Это не только может оказаться незаконным, но и повлечь описанные в данном случае обманы и трудно разрешимые проблемы для самого лица, поставившего свою подпись.

mendeleva@sb.bу

Коллаж Ольги Александровой
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter