Новоселье, которому никто не рад

О злоключениях и трудностях, с которыми пришлось столкнуться при строительстве жилого дома членам витебского ЖСК-241, "СБ" писала несколько раз.
О злоключениях и трудностях, с которыми пришлось столкнуться при строительстве жилого дома членам витебского ЖСК-241, "СБ" писала несколько раз. К счастью, благодаря общим усилиям дом был все-таки сдан в эксплуатацию, и люди, среди которых большинство - медработники, получили ключи от долгожданных квартир. Вроде бы осталось лишь порадоваться за них. Тем паче что на официальное новоселье обещали пригласить, как только более-менее обустроят жилье. Однако эйфория от недавно обретенной собственной крыши над головой оказалось

у членов ЖСК недолгой.

Прошло чуть больше месяца после вселения первых жильцов в новый дом, как в подъездах появились объявления: "Уважаемые члены ЖСК! Предлагаем погасить задолженность за выполненные ДСК строительно-монтажные работы. До погашения задолженности пуск тепла, горячей воды на дом и лифтов производиться не будет". Подпись - администрация ДСК (домостроительный комбинат). В том, что это не просто слова, а реальная угроза, люди смогли убедиться очень скоро. Горячей воды в доме нет. Лифты в 10-этажке не работают. А накануне холодов жителям недвусмысленно намекнули, что не стоит надеяться и на теплые батареи - отопление не включат. Не лучше ситуация вокруг дома. Бытовые отходы не вывозят, мусорные горы растут на глазах. И все это происходит на одной из центральных улиц Витебска - улице Правды.

Предыстория затянувшегося конфликта между членами ЖСК, строителями и местными властями заключается в том, что, построив с помощью льготных кредитов квартиры, люди должны были внести часть суммы личными сбережениями. Согласно действующему законодательству, к собственным средствам в данном случае относятся и чеки "Жилье", которыми и решили воспользоваться застройщики. С большим трудом им удалось добиться, чтобы исполком принял и проиндексировал государственные ценные бумаги - чеки "Жилье". Следующим этапом должно было стать перечисление проиндексированных сумм на счет строителей - РУП "Витебский ДСК". Но у исполкома нет достаточных средств, чтобы погасить чеки. И в результате финансовый долг "повисает" на жильцах. А местная власть скромно уходит в тень, оставляя строителей и членов ЖСК разбираться между собой самостоятельно. То есть, Витебский облисполком признал свою неспособность как государственной структуры выполнить обязательства по ценным бумагам.

Как рассказал корреспонденту "СБ" член правления ЖСК-241 Анатолий Кравчинский, под давлением администрации Витебского ДСК застройщики в июне подписали договор о переводе общего долга с ЖСК на каждого конкретного члена кооператива. Но с теми зарплатами, которые сегодня реально получают медработники, погасить вовремя задолженность нереально. Тем паче что из заработка уже высчитываются банковские кредиты. Получилось, что строители ни по чекам "Жилье", ни по договору перевода долга денег не получили. И тогда руководство ДСК решает подать исковое заявление в суд.

Судебные заседания по первым искам домостроительного комбината проходят в эти дни. Чем они закончатся - неизвестно. Но с большой долей уверенности можно предположить, что какое бы решение ни принял суд, кардинально ситуация не изменится. Денег у людей, как и у облисполкома, - нет. Квартиры до погашения банковского кредита - в залоге у банка. Имущества, которое можно было бы изъять в счет долга у, прямо скажем, небогатых семей, также вряд ли много наберется. Тупиковая ситуация.

Генеральный директор РУП "Витебский ДСК" Анатолий Стрик прекрасно ее понимает. Но, в отличие от облисполкома, который не изыскал необходимые средства, и членов ЖСК, уже вселившихся в квартиры, ему надо обеспечить зарплатой своих строителей. И вопрос: "Где взять деньги?" - для него не риторический. Руководитель ДСК знает, что даже если суд и встанет на его сторону, деньги от этого не появятся - неоткуда им взяться. И, похоже, именно поэтому руководство ДСК решается на крайние меры.

Благодаря различным бюрократическим зацепкам у строителей есть возможность задержать ввод в эксплуатацию наружных сетей, без которых не видать как своих ушей жителям ЖСК-241 ни горячей воды, ни отопления, ни лифтов. Вот такой ультиматум: или ищите деньги где хотите, или сидите без воды и тепла. И никакой суд не нужен! А без акта ввода наружных сетей дом, уже принятый в эксплуатацию и заселенный, не принимает на обслуживание жилищно-ремонтный эксплуатационный трест (ЖРЭТ). Соответственно не вывозится мусор, не проводятся профилактические работы и т.д. А о том, что будет с домом и с семьями, в которых есть маленькие дети, когда ударят морозы и отопление не включат, даже не хочется и думать.

Витебский конфликт между строителями и членами ЖСК уже давно перерос рамки обычного хозяйственного спора. И хотя до сих пор местным властям удавалось оставаться в стороне от острой проблемы, мотивируя это тем, что у них нет средств, чтобы погасить чеки "Жилье", все же, вероятно, им придется применить пресловутый административный ресурс. Очевидно, что люди не могут заплатить ДСК, однако и зимовать без горячей воды и отопления им также нельзя. И потому без помощи власти тут не обойтись. Иначе конфликт из чисто экономического может перерасти в социальный.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter