Календарь и традиции: 30 декабря 2019 года – 5 января 2020 года

Новогодняя волшебница елка

Так уж выходит, что нынешний декабрь совершенно не соответствует своему белорусскому названию «снежань». Но ничего нового в этом нет, вот даже у Пушкина в «Евгении Онегине» находим: «Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе», а ведь там речь идет о местах более восточных. 


30 декабря в традиционном народном календаре — Стефан (Степан). В прежние времена именно на Степана заканчивался сезонный или годовой трудовой договор нанимателя и работника, и если «парабак» оставался недоволен оплатой, условиями труда или чем‑то еще, он получал законную возможность поискать себе «новага пана».

31 декабря — Модест — «захавальнiк жывёлы». «Жывёлку» у нас всегда умели «гадаваць» и привыкли к тому, что «у хлеўчуку» обязательно должно раздаваться рохканье. На Модеста, «з вялiкай удзячнасцi», всем домашним животным выдавался особый корм и выказывалось особое расположение: хозяин старался лишний раз погладить по гриве своего «вернага сябра» и помощника — коня, шепнув ему на ухо что‑нибудь подбадривающее. Хозяйка «дзякавала» и радовалась своей «Красуле», жующей «духмянае сена»…

Итак, снова — новый месяц и новый год. У нас говорили: «Студзень — году пачатак, а зiме — сярэдзiна». А еще, в соответствии с народными приметами и наблюдениями, делали долгосрочные погодные прогнозы, которые, по крайней мере, раньше вполне оправдывались: «як студзень цёплы на лiк — то завiдны сакавiк»; «калi студзень мяце — то лiпень залье»; «студзень пагодны — год будзе плодны»; «калi ў студзенi дажджы — дабра не жджы».

Предстоящая неделя — праздничная. Новогодние торжества у белорусов имеют давнюю историю. Прежде наши предки отмечали Новый год 1 марта — в «сакавiцкае навалецце». И такая традиция была довольно «трывалай». Когда точно перешли на зимнее празднование, неизвестно: скорее всего, в период Средневековья. Но в 1582 — 1584 годах, с введением в ВКЛ григорианского календаря, Новый год получил свою новую «прописку»: 1 января. Встреча январского Нового года проходила наподобие «старажытных Каляд» и стала временем шествий «калядных гуртоў», только в их песнях и пожеланиях звучало уже: «З Новым годам паздраўляем, шчасця‑долi жадаем!» Новолетие старались отметить дружно, всей семьей: отсутствие кого‑то из родичей за праздничным столом считалось плохим знаком, поэтому даже молодую «замужнiцу» отпускали встречать новогодний праздник в родительском доме.
Ель почиталась у славян с древности — до принятия христианства и во времена христианства раннего: к ней, например, приносили дары — сало, мотки шерсти, другие важные и нужные человеку предметы.
 Еще в Древней Греции к Новому году в дом вносили деревце — чтобы оно распустилось и зацвело к празднику. Обычай стал распространяться и на другие земли, однако не везде климат ему благоприятствовал, и если дерево не зацветало, в том усматривали плохой знак. Чтобы избежать негатива, начали использовать вечнозеленые растения: бук, тую, можжевельник… Первые елки, украшенные пряниками, яблоками, сладостями, устраивали цеховые рабочие для детей бедняков, и не в домах, а на площадях. Добрый, красивый обычай переняли представители высших сословий, новогоднюю елку стали украшать уже в богатых и очень известных домах. Поначалу елку часто подвешивали к потолку — иногда макушкой вниз.

Ель — дерево колючее, но благодаря такому свойству оно своими веточками и отгоняет все зло. В Беларуси бытовало предание, что Деву Марию и маленького Христа во время преследования царем Иродом спасла именно ель: опустила колючие ветви вниз и укрыла беглецов, защитив от преследования. И сам Бог благословил это дерево, велел приносить к нему зажженные свечи, почитать его. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter