Новое звучание СНГ

Саммиты СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ в Душанбе стали прорывными, если судить по принятым главами государств документам. Однако будет ли за словом дело?Создаваемые на постсоветском пространстве интеграционные структуры напоминают спортсмена, который на старте был уверен, что бежит спринтерскую дистанцию, но затем она все увеличивалась, дойдя до марафонской. Сейчас промежуточный финиш намечен на 2011 год.

Избирательная политика
Когда создавалось СНГ, цели этой интеграционной структуры были продекларированы поистине грандиозные. Предполагалось, что Содружество мягко сменит СССР. То есть пойдет новым курсом, но в прежнем составе. Однако в реальности все оказалось иначе. И в последние годы некоторые страны стали высказываться в том смысле, что этот “тонущий корабль” пора покидать.
Встреча лидеров стран Содружества в Душанбе в этом смысле была крайне важной. К подписанию было подготовлено около 20 документов. Прежде всего это Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и План основных мероприятий по ее реализации.
Обсуждение реформы СНГ велось не один год. Теперь четко обозначены основные ее элементы. Во-первых, во главу угла ставится экономическое сотрудничество, основанное на рыночных принципах. Как было отмечено во время саммита, реализация Концепции будет способствовать завершению введения полномасштабного режима свободной торговли, разработке согласованной линии относительно использования энергетических ресурсов и транспортных услуг, углублению сотрудничества в области энергетики.
Во-вторых, площадку Содружества планируется использовать для выработки единых позиций по конкретным актуальным проблемам. Например, нынешний год был посвящен разработке документов, касающихся миграционной тематики. К следующей осени на подпись президентам предполагается представить соглашения по развитию транспортно-коммуникационных связей. Так же системно планируется перебрать и все другие узлы, мешающие нормальному функционированию интеграционного организма.
На форуме в Душанбе были одобрены программы “совместных мер и действий” по борьбе с преступностью,  незаконным оборотом наркотиков и терроризмом.
СНГ — это структура для объединения усилий. Но научиться действовать согласованно и с учетом множества национальных интересов достаточно сложно. Даже чтобы небольшой оркестр сыгрался, нужно время. Что уж говорить об объединении государств.
Экономика прежде всего
Общеполитические процессы зависят во многом от результатов в экономической сфере. Общий рынок с общим таможенным пространством и свободой передвижения капиталов — это главная цель Содружества. На постсоветском пространстве реализуется несколько подобных проектов. Наиболее продвинутый — ЕврАзЭС (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан).
Несколько лет назад Беларусь, Россия, Казахстан и Украина объединились в Единое экономическое пространство (ЕЭП). Однако после того как Киев заявил, что готов пойти лишь до создания зоны свободной торговли и ни в коей мере не собирается участвовать в формировании Таможенного союза, судьба ЕЭП была предрешена.
На прошедшем в Душанбе саммите ЕврАзЭС Беларусь, Россия и Казахстан подписали Договор о Комиссии Таможенного союза, Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним. Утвержден План действий по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Сегодня в мире существует несколько успешно функционирующих межнациональных таможенных объединений — ЕС, Южноафриканский таможенный союз, южноамериканский “МЕРКОСУР”, Андское сообщество. В эпоху глобализации отдельно взятое государство практически не имеет шансов выжить. Будущее — за мощными региональными “торговыми домами”. А общее хозяйство подразумевает и общее руководство. И хотя Беларусь на прошлогоднем саммите ЕврАзЭС уже поднимала вопрос о важности более решительного движения в этом объединительном направлении, но тогда Украина и Россия, стремившиеся во Всемирную торговую организацию, по сути, спустили на тормозах инициативы Минска.
И вот теперь в Душанбе идея осуществилась. Однако, чтобы воплотить все намеченное, нужно еще многое сделать. Между Беларусью и Россией таможенные тарифы согласованы на 90 процентов, а между Россией и Казахстаном — на 70 процентов. Вызывает пока много споров и  распределение голосов в наднациональной комиссии Таможенного союза — Россия получает 57%, а Беларусь и Казахстан — по 21,5%.
“Позиция белорусской стороны в целом заключается в том, что страны-участницы должны строить абсолютно равноправный союз в рамках ЕврАзЭС, где была бы создана полноценная конкурентная среда. А это невозможно в условиях неравенства цен на важнейшие сырьевые товары и энергоресурсы, — говорится в сообщении пресс-службы белорусского Президента. — Кроме того, Беларусь считает важным принцип равноправия и соблюдения интересов всех сторон при создании наднациональных органов в Сообществе”.
На пресс-конференции по итогам Межгоссовета глава Казахстана Нурсултан Назарбаев также высказал мысль о том, что союз в ЕврАзЭС должен носить полностью равноправный характер.
Конечно, при объединении должны учитываться “весовые категории” государств, но в то же время важно сохранить и баланс межнациональных интересов. Ведь в том же ЕС какими бы “подавляющими” ни были экономические резервы Германии и Франции, однако при принятии решений играет важную роль голос любой европейской страны.
Кстати, после возвращения к реализации таможенного проекта не исключено, что члены Таможенного евразийского союза подадут совместную заявку о вступлении в ВТО. Именно эта инициатива была несколько лет назад выдвинута Беларусью.
Началом функционирования Таможенного союза объявлен 2011 год. Примкнуть к “тройке” региональных лидеров уже высказали желание и другие страны.
Военная составляющая
Президент Беларуси, открывая заседание Совета Организации Договора о коллективной безопасности, подчеркнул, что задачи, поставленные перед ОДКБ в прошлом году на саммите в Минске, в целом выполнены. Совместными усилиями страны смогли добиться решения многих вопросов, в том числе и тех, которые готовились в течение нескольких последних лет.
Завершая председательство в уставных органах ОДКБ, белорусская сторона поблагодарила государства-члены за поддержку и активное участие в достижении общих целей. “Надеюсь, что позитивные наработки, сделанные во время белорусского председательства, получат свое развитие и продолжение”, — подчеркнул Президент Беларуси, обращаясь к коллегам.
Беларусь считает важным установление национального контроля за реализацией принимаемых в Организации решений, а также введение единого порядка процедуры подготовки, представления и согласования документов.
В целом Беларусь придерживается принципа неукоснительного выполнения всех договоренностей, достигнутых в рамках ОДКБ.
Принятые же в минувшую субботу на саммите ОДКБ в Душанбе документы свидетельствуют о том, что эта организация превращается в мощный военно-политический блок. В частности, подписаны соглашения о миротворческих операциях и продаже вооружений российскими военными заводами странам Организации по внутрироссийским ценам.
Говоря военным языком, по трем направлениям — политическому, экономическому и военному — предпринят прорыв. Но удастся ли продвинуться дальше?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter