Разговор о патриотизме продолжает историк Александр Коваленя

Новое время требует новых людей

Сегодня мы продолжаем разговор о патриотизме, начатый на страницах газеты Государственным секретарем Совета Безопасности Станиславом Засем («СБ» от 18.10.2018 г. «Есть такая нравственная ценность»). Напомним, Госсекретарь призвал высказаться на эту тему всех, кому есть что сказать о современном видении патриотизма и глубинном смысле этого понятия. В первую очередь откликнулись люди науки — историки, социологи и философы. В сегодняшнем материале речь пойдет также об угрозах, которые влечет за собой утрата чувства любви к Отечеству.
ОБ АВТОРЕ

Александр Александрович Коваленя — доктор исторических наук, академик–секретарь Отделения гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси. Автор более 450 научных работ, в том числе 26 монографий. Является председателем совета по защите диссертаций по историческим дисциплинам при Институте истории НАН Беларуси, членом совета по защите диссертаций по историческим дисциплинам при БГПУ им. М.Танка. Заслуженный деятель науки Республики Беларусь.
ФОТО АЛЕКСАНДРА КУЛЕВСКОГО.
Обращаясь к проблеме патриотизма, невольно замечаешь не только огромную палитру оценок и мнений о месте этого высокого гражданского качества в жизни человека и общества, но и попытки извратить, очернить благородство идей, чтобы отвлечь подрастающее поколение от осмысленного понимания глубинных истоков патриотизма.

Особенно следует обратить внимание на тот факт, что в наши дни много делается с целью фальсификации истории. Сегодня это — когнитивное оружие. Это не что иное, как стремление внедрить в общественное сознание ложные парадигмы, концепции, стратегии и научные теории. Человек, не помнящий истории своей семьи, страны, своего народа, выпадает из своего сообщества и становится открытым для манипуляций и навязывания ложных концепций. Важно подчеркнуть, что впоследствии эти ложные представления, несомненно, будут восприняты не только широким кругом общества, но, что особенно важно, политической элитой страны, а это позволит запрограммировать ее на принятие не только ложных решений развития нации, но и в целом всей страны.

В трудные минуты жизни мы обращаемся к своим историческим корням и принимаем правильное для себя решение. Если этих корней нет, мы теряемся, и нами манипулируют. Именно историческая память создает серьезную психологическую преграду против навязывания чуждых идей и внушения ложных представлений, особенно для формирования гражданственности и патриотических качеств подрастающего поколения.

Истории известны тысячи и тысячи примеров действенного характера патриотизма, его воплощения в трудовом напряжении и героизме рабочего класса и крестьянства, интеллигенции, всех наций и народностей, мужчин и женщин. Патриотические чувства и устремления, сила воли и духа соотечественников стали важнейшим фактором победы над врагом. Важно понимать, что важнейшей движущей силой патриотизма, его творением является не государство, а свободная воля гражданина к труду и подвигу. Государство призвано направлять и регулировать общественное единство, поддерживать патриотические начинания.

Не вдаваясь в тонкости философско–антропологических рассуждений и оценок, обратимся к участникам событий. Какие представления были у них, чем они руководствовались в жизни? Впечатляющими примерами наполнена наша военная история. Великая Отечественная война явилась не только величайшей трагедией для белорусского народа, но и суровым испытанием его духовных сил. В тяжкую годину белорусы продемонстрировали свои лучшие человеческие качества — достоинство и благородство, готовность самоотверженно защищать родную землю от германских агрессоров. Преодолевая огромные трудности, особенно в начальный период войны, белорусский народ и его лидеры смогли выстоять, сохранить моральное единство людей, их веру в неминуемый разгром врага и освобождение страны от иноземных захватчиков. Это была чрезвычайно трудная задача, ее успешное решение позволило в короткий срок развернуть на оккупированной территории Беларуси мощное антигерманское сопротивление, которое имело небывалый в истории размах и результативность.

ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА.


Чем, какими морально–духовными качествами, как не любовью к родному Отечеству, руководствовалось молодое поколение огненных сороковых в самоотверженной борьбе с агрессорами? За годы войны сотни тысяч советских воинов, партизан и подпольщиков совершили высочайшие и благороднейшие поступки самопожертвования. Это было не безрассудство, не борьба обреченных, а сознательное проявление массового патриотизма во имя спасения Отечества. История сохранила нам только маленькую толику героических страниц борьбы поколения 40–х годов. Какой силой духа нужно было обладать, как нужно было любить свое Отечество, чтобы совершать такие поступки? О чем думал 14–летний пионер–партизан Марат Казей, когда подорвал гранатой себя и врагов?

Яркой иллюстрацией патриотических качеств, проявленных советскими людьми в годы военных испытаний, служат страницы книги «Говорят погибшие герои». Оказавшиеся в фашистских застенках, перенесшие неимоверные испытания, но не сломленные, о чем сообщали в переданных на свободу записках. В этих предсмертных посланиях многочисленные примеры коллективного подвига и героизма, бесстрашия и готовности к самопожертвованию во имя Отечества.

«Родные! Итак, луч опять осветил мою «келью», — писал на волю родным минский подпольщик Иван Кабушкин. — Я рад, что вы живы. Да, настроение несколько ухудшилось, в один день сели все мои, я — десятый. Ведь все мои родные, пойми! Если Миля опять будет там, пусть от меня передаст пламенный большевистский привет Б. Г. и бате, главному... Пусть передаст: умру, а подлецом не буду! Ну, в отношении меня — затишье. Я полагаю так, что нового они не добились, все пытки не увенчались успехом, и решили, видимо, 1 мая вывесить как «подарок» для народа. Ну, пойми, как иначе? Ведь ни одного человека они не получили, а против меня материал с 1941 года, и довольно–таки солидный. А как мне поступить? Ведь я решил твердо всю свою жизнь посвятить борьбе с врагами всего прогрессивного человечества, за народ, за Родину... Все сделаю и делаю, только чтобы никто не пострадал. Ну, ты что–то молчишь в отношении Родины, дай знать о ней... Тревоги слышу, и для меня это большой и приятный концерт...

Крепко всех целую».

Конечно, были и негодяи, но не они определяли и определяют развитие общества. Подавляющее число нормальных людей стремится сохранить память о героях, чтобы передать грядущим поколениям имена реально существовавших людей из прошлого в будущее. История всегда хранит величие имен, а не их скудность.

К сожалению, сегодня не только проводится работа по изучению и сохранению памяти о патриотах Отечества, но происходит небывалый и целенаправленный пересмотр важнейших геополитических итогов войны и морально–этических итогов Великой Победы над нацизмом. На наших глазах осуществляется не просто ревизия результатов Второй мировой войны, но и реабилитация преступных идеологий, их институциональное возрождение и легализация. Бывшие коллаборационисты и их подвижники, которые сегодня называют себя «младоевропейцами», стремятся оправдать свое сотрудничество с нацистами, все более настойчиво используют аргумент про «два тоталитарных режима». Увы, даже в нашей стране, которая потеряла каждого третьего жителя, находятся псевдопатриоты, стремящиеся реабилитировать тех, кто в годы войны активно сотрудничал с германскими варварами. Колокола Хатыни снова и снова напоминают нам не только об огромной, небывалой в истории трагедии, но и требуют уберечься от беспамятства, чтобы не разрушить память о тех, кто пожертвовал своей жизнью во имя Великой Победы.

У любого человека, кроме родителей, должны быть родная история, родной язык, родная культура. Именно национальная история и духовно–культурное наследие формируют общественно–политические убеждения личности, ее лучшие гражданские качества. Человек, который не знает прошлого, не способен осмысливать и понимать настоящее, заглядывать в будущее. Только благодаря глубоким знаниям истории можно понять духовный мир предков, понять язык и культуру народа. Этот посыл является чрезмерно важным для всех слоев общества, особенно для политической и духовно–культурной элиты страны.

Только опираясь на глубокие исторические знания, осмысление духовно–культурного наследия, все величие национального богатства, политические деятели могут представлять вероятность принятия стратегических решений, почувствовать свою ответственность перед современниками и будущими поколениями и избежать ошибок, просчетов и преступлений. Историческое мировоззрение имеет непреходящее значение для руководящих кадров, предпринимателей, экономистов. Прошлый опыт поможет предостеречь их от ошибок в настоящем и будущем в процессе принятия важных решений для организации государственных дел, деятельности предприятий, организаций и компаний. Для людей искусства прошлое народа — неисчерпаемый источник вдохновения, легенды и рассказы прошлых времен являются важнейшей движущей силой их творчества. Развитие науки также невозможно без осмысления исторического опыта, в котором зафиксированы работы, совершенные учеными всех времен и народов. Из опыта и выводов предшественников ученые понимают, в каком направлении двигаться.

Чтобы противостоять разрушительным тенденциям, чрезвычайно важно в средствах массовой информации, особенно на телеэкране, демонстрировать и пропагандировать на системной основе историко–культурные достижения рабочих, тружеников села, врачей, учителей, ученых, деятелей культуры и искусства. Необходимо постоянно расширять социальную площадку для пропаганды здорового образа жизни, силы и физической красоты, привлекательных для молодежи во все времена. Настало время отразить в литературе, кино, на сцене театра образ не проститутки, киллера и вора, а положительный образ героя суверенной Беларуси — интеллектуала, стильного, элегантного, аристократичного, вызывающего художественное восхищение так, как это происходило в Древней Греции. Необходимо создавать интересные документальные кинопроекты, которые бы воплощали новые идеи формирования гражданственности и патриотизма.

К счастью, разрушителей национально–патриотической идеи в нашей повседневной жизни не так много. Но встречаются те, кто сознательно выбирает ложь. К сожалению, это не та безобидная ложь, которую мы иногда позволяем во благо. Это другая ложь, когда добро превращается в зло, правда в ложь, любовь в ненависть, свет во тьму. Чтобы не допустить прихода тьмы, когда теряется национальное духовно–культурное равновесие, когда становится невозможным социально–культурное развитие, нужна постоянная творческая работа с молодежью. Она позволит отстаивать национально–государственные интересы и передать грядущим поколениям непорывную нить исторического самосознания, национальных духовно–культурных традиций и ценностей. Мы строим новую Беларусь, где человек — главная ценность государства. Новое время требует новых людей с высокой гражданской позицией. Это и происходит, хотя и медленно.

Сегодня наши оппоненты–либералы стремятся разрушить историческое самосознание, выработанные за тысячелетия традиции, делая ставку прежде всего на то, чтобы лишить народ патриотизма — одного из наиболее глубоких чувств, закрепленных в генетической памяти белорусской нации. Именно с этой целью разного рода манипуляторы применяют целый ряд технологий. Для того чтобы вытравить чувство исторического времени, создается ряд институтов, организаций, фондов и проектов. Организуются тренинги, дискуссионные клубы по изучению европейских ценностей, достижений европейской культуры, общеевропейского дома объединенной Европы и знакомству молодежи с европейскими стандартами уровня жизни.

Однако верно отмечал русский мыслитель, публицист, критик, философ, писатель В.Г.Белинский: «Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить отечества, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь была не мертвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенствования».

Член-корреспондент НАН Беларуси, профессор Александр КОВАЛЕНЯ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter