Новое содержание образования

Перед образованием стоит  задача не  только воспитать востребованного сегодня  специалиста, но  и  заглянуть в  будущее…

Перед образованием стоит  задача не  только воспитать востребованного сегодня  специалиста, но  и  заглянуть в  будущее…

В условиях формирования экономики, основанной на знаниях,  исключительную важность приобрело инновационное образование, позволяющее обеспечить экономический сектор квалифицированными кадрами. «Развитие  ряда молодых стран Европы и Тихоокеанского региона доказывает, что новые технологии в сочетании с реформами и инвестициями в образование дают возможность радикального экономического ускорения», — отметил министр образования Александр Радьков. 

По его словам, у нас в стране образование – один из главных приоритетов государственной политики, который рассматривается как мощная движущая сила экономического роста в народном хозяйстве. У руля предприятий, да и просто у станка должны стоять грамотные специалисты, в противном случае даже самые большие средства, вложенные в науку, в обновление производства, результата не принесут. В связи с этим важнейшей задачей становится обеспечение качественного образования. 

Все это получило отражение в стратегии образовательной политики Беларуси. Как отметил министр, современное развитие системы образования определяют две основные тенденции: сохранение традиций советской образовательной практики и инновационная деятельность по модернизации структуры и содержания образования на всех уровнях. «Мы не отказываемся от изучения и заимствования чужого опыта, — заметил он, — но ориентируемся прежде всего на собственные знания, умения и потребности нашей страны». 

Белорусская система образования – живой организм, который постоянно меняется и совершенствуется. Это касается изменений в законодательстве (подготовлен проект кодекса об образовании), совершенствовании материально-технической базы. Обновляется содержание образования. «С одной стороны, речь о программе, которая бы держала в тонусе и преподавателя, и ученика, а с другой  — позволяла оставаться последнему здоровым и располагать свободным временем», — пояснил министр. 

Но с наполнением новых программ не все так просто. Речь, в частности, о старших классах двенадцатилетки. По словам Александра Радькова, несмотря на готовность новых учебных программ, а также экспериментально-учебных пособий, они далеки от идеала. «Надо хорошо подумать, чем наполнять образовательные программы для 11-го и 12-го классов, – считает он. — Но не стоит забивать их искусственными задачками повышенной трудности. Надо давать профильное образование, предметное, чтобы в последние два  года школьник мог определиться с будущей профессией, следующим этапом образования». 

Проблема есть сегодня и в наличии междисциплинарных связей в образовательных программах. «Например, — отмечает министр, — учебник для 9-го класса по физике не имеет никакой стыковки с математикой. Проблема заключается в том, что хотя есть прекрасные авторские коллективы, создающие учебники, нет коллектива, который занимался бы межпредметными связями. А ведь их наличие помогает сэкономить время и обеспечить качественную подготовку». 

Акцент современное среднее образование делает на изучение иностранного языка. «После двеннадцатилетки, — убежден министр, — ученик должен свободно говорить на одном из европейских или азиатских языков. Это актуально для всех сфер народного хозяйства. А еще потому, что невозможно использовать инновации, если не знаешь языка». 

Говоря о качестве профессионального образования, министр отметил, что для его повышения необходимо привлечь сектор реальной экономики, где впоследствии будут работать выпускники. «Зачастую, пока студент попадает на производство, технологии, по которым он обучался, устаревают. И приходится учиться снова», — говорит Александр Михайлович. 

Для подготовки профессиональных кадров, формирования у них инновационного типа мышления, подчеркнул министр, необходимы несколько составляющих. Это приоритетное финансирование науки и системы высшего образования, создание системы непрерывного обучения и повышения квалификации, а также возможность самореализации для творческой личности. 

Перед образованием стоит задача не только воспитать хорошего и востребованного сегодня специалиста. «Мы обязаны и в кадрах, и в технологиях создавать будущее», — говорит Александр Радьков. 

Другими словами, работать на перспективу, упреждая социальный заказ. Важно воспитать специалиста, готового работать в новых отраслях экономики. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter