Новое плюс лучшее из старого

Средняя школа возвращается к 11–летнему сроку обучения. Вчера Президент провел заключительное совещание о совершенствовании системы среднего образования.

Средняя школа возвращается к 11–летнему сроку обучения


Вчера Президент провел заключительное совещание о совершенствовании системы среднего образования, перед тем как принять соответствующий декрет. Его проект уже подготовлен. Александр Лукашенко собрал в своей резиденции представителей Администрации Президента, Правительства, Национальной академии наук, белорусских вузов и Высшей аттестационной комиссии только для того, чтобы обсудить последние нюансы. «Хочу еще раз посоветоваться», — признался Александр Лукашенко. В апреле, напомню, он уже обсуждал со специалистами ситуацию в средней школе. Был выявлен целый ряд болевых точек в существующей системе. Стало ясно, в частности, что учеников надо немедленно разгрузить и постараться предоставить всем им равные возможности для учебы. Тогда же была создана межведомственная комиссия, которая занялась поиском приемлемых путей решения школьных проблем. Через две недели «отшлифованный» документ должен лечь на подпись Президенту. Но уже сегодня известно, что, во–первых, с 1 сентября средняя школа переходит, а точнее, возвращается к 11–летнему сроку обучения. Во–вторых, учиться дети будут 5 дней, а субботу посвящать занятиям физкультурой, урокам труда и, возможно, каким–то факультативам. В–третьих, гимназические и лицейские классы отменяются, но зато сохраняются гимназии и лицеи. И в–четвертых, 10–балльная система оценки знаний остается.


«Это даже не экономика, это посерьезнее вопрос», — отметил Александр Лукашенко, открывая совещание. Апрельский разговор вызвал целую гамму эмоций в обществе. Эта реакция была вполне прогнозируема. Образование — та сфера, которая так или иначе касается всех людей. Каждый из нас когда–то учился в школе и по этой причине считает себя в этой теме специалистом. Где–то в среде учителей, школьников и их родителей возник лишний ажиотаж. Между тем никаких революционных решений в декрете содержаться не будет.


Все новое — это хорошее, но забытое старое из прежней системы образования, достижения которой, думается, никто оспаривать не будет. Наработки 90–х годов сыграли свою позитивную роль — это был поиск оптимального пути. «В систему образования не вводится ничего такого, чего еще не было, — заметил Президент. — Не предполагает коренной ломки сложившейся системы, сохраняет те формы обучения, которые уже прижились и доказали свою полезность и жизнеспособность».


«Сохранить все лучшее, что сделано за последние годы, и в то же время избавиться от ненужных наслоений, которые только усложняют процесс получения знаний и не влияют на качество образования», — вот цель принимаемого документа, сформулированная Александром Лукашенко. Декрет будет иметь особое значение не только для образования, но и для всей страны, поэтому, пообещал Президент, решение будет взвешенным и обдуманным. Но ни в коем случае не половинчатым. «Мы должны один раз отрезать, потому что уже 12 раз отмеряли, — подчеркнул он. — Люди должны четко понимать, какой у нас будет школа».


По его словам, школьные нагрузки и сроки обучения только возрастали, а в целом качество образования не улучшалось. Все это вызывало определенное недовольство в обществе и потребовало корректировки. Что предусматривает проект декрета на этот счет?


Полный срок обучения в средней школе составит 11 лет (базовое образование получается за 9 лет). Заместитель председателя президиума Национальной академии наук Анатолий Лесникович привел такие данные социологических исследований в Беларуси: 70 процентов родителей отрицательно относятся к переходу на 12–летнее обучение в школах.


Все учреждения, включая гимназии и лицеи, будут работать в режиме 5–дневной учебной и 6–дневной школьной недели. Это значит, что учебные занятия проводятся только 5 дней в неделю, а шестой посвящается главным образом физкультуре, труду, у старшеклассников — факультативным занятиям. «Это позор, что мы работаем 5 дней в неделю, а дети — 6», — это ремарка Президента на сей счет.


Учебная нагрузка уменьшится. В 1 — 2–х классах будет 3 — 4 урока в день, в 3 — 5–х классах — 4 — 5 уроков, в 6 — 11–х классах будет 5 — 6 уроков в день.


Учебные программы будут упорядочены. Например, из учебного плана исключаются предметы «Отечественная и мировая художественная культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». «Всемирная история» и «История Беларуси» объединяются в единый курс «История». Предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» будут преподаваться в начальной школе.


Учебный год устанавливается с 1 сентября по 1 июня, то есть увеличивается на одну неделю. Хорошая новость для учеников, что продолжительность осенних, зимних и весенних каникул не изменяется.


«Школьников параллельно учат по разным программам: базовой, повышенной, углубленной. Быть просто хорошей школой стало непрестижно. Надо почему-то обязательно стать лицеем, гимназией или ввести углубленное изучение самых разных предметов, вплоть до медицины, права или архитектуры», — Александр Лукашенко видит в этом серьезную проблему.


Отныне во всех общеобразовательных школах будет введен единый типовой учебный план, который предусматривает изучение предметов на базовом уровне. «Очень важно, что все школьники будут заниматься по единым программам и получать одинаковый объем знаний по предметам. По крайней мере, им будет предлагаться одинаковый объем. Они окажутся в равных конкурентных условиях при поступлении в вузы и средние специальные учебные заведения. А это один из важнейших принципов политики социальной справедливости», — подчеркнул Президент. Он считает, что нужно скорректировать тестовые задания на поступление в вузы так, чтобы они были рассчитаны на знания, полученные в средней школе, а не в лицее либо гимназии. «Тестирование не должно быть заоблачным и не должно подталкивать к репетиторству», — резюме Александра Лукашенко. Кстати, при проведении соцопроса среди родителей учеников выяснилось, что более 60 процентов ориентировались на использование услуг репетиторов...


Проект декрета предполагает отказ от школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов, лицейских и гимназических классов. «Мы не закрываем дорогу развитию в стенах школы способностей и интересов детей, — сказал Александр Лукашенко. — Но при этом не допускаем перегибов, навязывания углубленного преподавания». Он акцентировал внимание на том, что школы по–прежнему смогут организовывать дополнительное изучение предметов, но только на добровольной основе, в форме факультативных занятий.


Школы с эстетическим и спортивным уклоном предлагается сохранить, так же как и все 36 лицеев страны и 187 гимназий. «Но Министерство образования должно принять все меры, чтобы лицеи и гимназии соответствовали своему высокому статусу. Установить столь же строгий контроль за поступлением в эти учебные заведения, как и при организации приема в вузы», — считает Президент.


Особое внимание вчера было уделено трудностям переходного периода. Ведь нынешние 9– и 10–классники будут учиться на старшей ступени средней школы один год вместо двух. Один из авторов реформы образования Первый заместитель Главы Администрации Президента Анатолий Рубинов убежден, что переход к 11–летнему общему среднему образованию не приведет к потрясениям. Опасения, которые высказываются по поводу двойного выпуска учеников в следующем году и, следовательно, высокого конкурса в вузы, он назвал неоправданными. По его словам, старшеклассники, которым предстояло стать последним выпуском 11–летки и первым выпуском 12–летки, являются одногодками. Произошло это из–за того, что в 1998 году детей принимали в школу как в подготовительный класс с 6 лет (на 12–летний срок), так и в первый класс с 7 лет (на 11–летний срок). Министерство образования уже разработало переходные учебные планы для старшеклассников, так что система готова к переменам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
sergik
Провели бы социологический опрос учителей, они ж в этом во всем варятся, родителей, мне кажется, больше волнует не столько время обучения в школе, сколько вот эти разные переходы и потрясения. Чтобы там не говорили, а без них никак не обойдешься. <br /> <br />
И ещё. Директива Президента №1 наверное издавалась для того, чтобы мы научились "ОБЕСПЕЧИВАТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ СВОЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ", а не наоборот. Убрали курс со школы, вот теперь нече писать, что работать без потерь не умеем. Таким предметам, как "ЧОГ", "ОБЖ" вообще на протяжении всей школы надо обучать, дети со школы вышли, а не знают как себя самостоятельно в жизни вести. Это в принципе даже повожнее физики и иностронного. А про историю Беларуси вообще без слез говорить невозможно!!! Куда катимся, хотите, чтобы совсем забыли откуда начало берем. Я даже не удивлюсь, если лет так через 7-8 пацан к.-н. скажет, что войну выйграли американцы. Где как не в школе разделять историю на мировую и Беларуси. Не стыдно, товарищи представители Национальной Академии наук, ВУЗов и Высшей аттестационной комиссии???
Sova
"Опасения, которые высказываются по поводу двойного выпуска учеников в следующем году и, следовательно, высокого конкурса в вузы, он назвал неоправданными." К этой фразе можно добавить лишь одно - НЕ ПОНИМАЮ. Т.к. считать неоправданным волнение родителей о том, что целый выпуск 2009 года останется за бортом высшего образования и мальчишки сразу же пополнят ряды Вооруженных сил, (как бы это по-мягче сказать) НЕ МУДРО.
I.M.
Искренне надеюсь, что эта реформа положительно скажется на образовании наших детей, и поможет избежать ошибки прошлого.<br /> <br />
Я, к примеру, всегда неоднозначно относился к т.н. общеобразовательному уклону в старших классах. <br /> <br />
Вспоминая свои школьные годы, особенно 9, 10, 11 классы, могу сказать, как трудно мне гуманитарию приходилось с точными науками. Более того, учителя меня и моих родителей пытались убедить, что без точных наук никуда, мол, это основа. <br /> <br />
В итоге мне, в трудной борьбе, удалось отстоять свои позиции. <br /> <br />
Именно по этому я и считаю, что в старших классах ученик должен определиться со специализазацией и, либо налегать на математику, либо на историю. Полезнее будет для всех.
Дикки
Ужас... и рожай после этого в этой стране... Да наверное уже большинство задумалось про возможность учить детей в российских и украинских школах - СБ - проведите мониторинг форумов инета на предмет отношения граждан к этому явлению - это не просто мнение отдельных людей - 90% против такого издевательства!!
Аноним
"Старшеклассники, которым предстояло стать последним выпуском 11–летки и первым выпуском 12–летки, являются одногодками. Произошло это из–за того, что в 1998 году детей принимали в школу как в подготовительный класс с 6 лет (на 12–летний срок), так и в первый класс с 7 лет (на 11–летний срок)". В тех школах нашего города, которые я знаю, в 10 классах 11-летки учаться дети 1991 года рождения. В 10 классах 12-летки - 1992 г.р.
AB
Оно, конечно, 12-ть школьных лет явный перебор. Но то как решили проводить реформу кажется тоже уж очень скоротечно и не совсем умно.<br /><br />Вот упраздняют гимназические классы в школах. Гимназии сами оставят, но ведь далеко не во всех районах они еще есть. И теперь опять получится, что в гимназии будет в следующем году большой конкурс, а с ним как бы ни говорили и почва для злоупотреблений. А в этом? Каково теперь тем детям, что только что сдавали экзамены и по конкурсу прошли в гимназические классы? Что они теперь подумают о взрослых? Что им теперь объяснят родители? Да и ведь это просто душевная травма. Тот кто и не думал поступать будет считать себя умнее тех, кто старательно занимался и всю неделю сидел за учебниками. А ведь еще сколько тех кто уже учится в этих самых классах. Теперь их приравняют к серой массе...<br /><br />Но не удивительно. Если почитать текст то складывается впечатление, что реформа направлена не на то чтобы среди школьников на каждом этапе выявить лучших, а просто усреднить всех и вся. И мы опять будем иметь кучу оболтусов которые в 8-9 классах тупо просиживают штаны на уроках химии, биологии или физики слабо понимая о чем идет речь … Зато те, кто действительно хочет учиться недополучат школьных знаний и будут потихоньку скатываться вниз к среднему уровню…<br /><br />Говорят, что уменьшат историю и литературу, зато видимо оставят математику на высоком уровне. И кому теперь нужно умножать столбиком и делить уголком, если все это заменяют калькуляторы и компьютеры. Как раз школьной потолок знаний по математике, физике, биологии или химии по моему современному человеку не столь актуален, как гумманитарные познания дающие общее понимание о человеческих ценностях. А здесь как раз и нужны литература и история. А еще стоило бы куда больше давать школьникам правовых знаний, а не забивать голову редкоприменимыми в жизни формулами. Пусть они останутся в первую очередь для тех кто чувствует к ним призвание!
Юлия
Конкурс в вузы действительно будет высоким, а как же иначе?! Именно из-за этого двойного выпуска!<br /> <br />
Что же касается слов г-на Рубинова, о том,что дети являются одногодками, я могу сказать, что в 1998 году 6-летних (на 12-летний срок обучения) и 7-летних детей (на 11-летний срок обучения) брали В РАЗНЫЕ КЛАССЫ!!! И лишь малая доля 7-летних детей попала в один класс с 6-летними!
Игорь
Просто не знаю, что и сказать.... РАЗВЕ ДЕТЕЙ В ГИМНАЗИЧЕСКИЕ КЛАССЫ ЗАГОНЯЛИ СИЛОЙ? НЕТ - ПРИХОДИЛИ ТЕ, КТО ХОТЕЛ И МОГ ТАМ УЧИТЬСЯ. <br /> <br />
Жалко дитей, пять лет изучения английского языка коту под хвост. Про немалые деньги затраченные на это молчу..... А что делать в районных центрах, где нет гимназий? Не расказывайте сказок - 5 уроков английского в неделю и один-два плюс факультатив это очень большая разница...<br /> <br />
Благодарить не буду, не хочется хамить....<br /> <br />
Еще вчера ставилась задача каждому выпускнику свободно говорить на иностранном языке, сделать Беларусь страной с наукоемкой экономикой, а теперь - здраствуй агрогородок...
Петя
Какой-то сумбур, а не реформа.<br /> <br />
Какие принципы социальной справедливости?<br /> <br />
Гимназистов и лицеистов за счет налогоплательщиков "натаскают" для поступления в ВУЗ,<br /> <br />
а остальные? Выворачивайте карманы для репетиторов?
Serg
А безработных учителей музыки и МХК, выпускников этого и следующего годов в вузах пусть трудоустраивает господин академик Рубинов. Правда врядли он это сумеет сделать. Про этих людей никто не думал. Я понимаю - СУДЬБА ГОСУДАРСТВА ВАЖНЕЕ. Но люди - это тоже государство. Так что процент безработицы поползет вверх. Хотя этих учителей можно переобучить на строителей. Польза всем будет. Закрыть музпед в университете Танка и сделать на его базе стройпед. Хотя кому до этого какое дело. Про педагогов никто не думал. А педагоги тоже люди.
наталья
«По словам Анатолия Рубинова переход к 11-летнему общему среднему образованию хорошо распланирован и не приведет к потрясениям». <br /> <br />
• Неужели вы считаете, что для сегодняшних десятиклассников, которые занимаются по программе 12-летки и которым придется за год освоить два учебных года, для их родителей, учителей ваше решение не является потрясением? <br /> <br />
«Задача сегодняшней школы - улучшить качество образования не за счет перегрузки учеников».<br /> <br />
• Освоение программы двух учебных лет за один год – это разве не перегрузка?<br /> <br />
«Опасения, которые высказываются в обществе по поводу двойного выпуска учеников в следующем году, Анатолий Рубинов назвал неоправданными. По его словам, старшеклассники, которым предстояло стать последним выпуском 11-летки и первым выпуском 12-летки, являются одногодками». <br /> <br />
• Как могут быть одногодками дети 1991 и 1992 года рождения? Первые в 1998 году пошли в первый класс с 7 лет по 11-летней программе, вторые – в подготовительный класс с 6 лет по 12-летней программе? Кого обманывает уважаемый господин Рубинов?<br /> <br />
«Не разделяют сторонники возвращения к 11-летней школе и опасений по поводу того, что по итогам 2008-2009 учебного года количество выпускников удвоится, что создаст определенные проблемы при поступлении в вузы».<br /> <br />
• Реальная ситуация: наш сын учится в Минском суворовском училище. В этом году окончил 10 классов. И вот, в результате «новой реформы» должен в следующем году заканчивать среднюю школу. Вместо выпуска одной роты будет выпускаться две (вместо 100 человек – 200). Реальное удвоение! <br /> <br />
• Кого вы обманываете, уважаемые господа?
Иван Петров
Всё решено правильно. ОБЖ надо заниматься на КЛАССНЫХ ЧАСАХ, а не всякой ерундой.<br /> <br />
А история едина. Историю Беларуси нельзя отделить от мировых событий. Или, по-вашему, Беларусь находится на другой планете?
Иван Петров
Наоборот, оченб даже мудро!
Иван Петров
Человек, не умеющий отличить параболу от гиперболы и в то же время рассуждающий о политике, юриспруденции, психологии и т.п., вызывает жалость...
Иван Петров
А какой процент является пользователями инета? А?
forreg2007
Уже, судя хотя бы по размещенным комментариям , понятно как негативно относиться общество к данному событию... Не говоря уже о том, сколько наверно слишком эмоциональных комментариев сюда не прошло.<br /><br />Вот так вот учились 12 лет по 6 дней в неделю, а за пару недель какие-то очень уж умные люди придумали, что оказывается можно улучшить качество образования, посещая в школу 5 дней (никто в субботу напрягаться не будет) в неделю и 11 лет.<br /><br />Видите ли надо уравнять сельских школьников с продвинутыми городскими, но не за счет повышения качества обучения на селе, а за счет понижения качества обучения в городе (я имею ввиду ликвидацию лицеев, гимназий).<br /><br />Но всегда ведь так было и будет - есть и должна быть какая-то элита общества и начинает она расти, в том числе со школьных лет.  
Незнайка
Помогите разобраться в следующем вопросе. Цитата "По его словам (по словам А.Рубинова), старшеклассники, которым предстояло стать последним выпуском 11–летки и первым выпуском 12–летки, являются одногодками. Произошло это из–за того, что в 1998 году детей принимали в школу как в подготовительный класс с 6 лет (на 12–летний срок), так и в первый класс с 7 лет (на 11–летний срок)."<br /> <br />
Если в 1998 году мальчику было 6 лет и он поступил в первый класс 12-летней школы, а девочке было 7 лет и она поступила в первый класс 11-летней школы, то как через 10 лет в 2008 году они стали одногодками? Мне казалочь, что мальчику должно быть 16 лет, а девочке 17 лет. Явно не одногодки. Это я так плохо считаю или это академик, доктор физ.-мат. наук Рубинов плохо считает?
Михаил
Все правильно, а вот из-за таких как ВЫ в агрогородках некому работать. Ведь в любой сфере можно получать большие деньги - просто слишком много бюрократов, чиновников, учителей и т.д и всех должен кормить тот самый агрогородок. !!! Иностранный язык нельзя выучить не зная свой.!
Михаил
А вы зря обижаетесь на стройке учитель пения заработает намного больше чем до того в школе.!! У нас уже нет той высокой культуры, которая была 30 лет назад. Музыкой и искусством занимались самостоятельно - изучали картины, читали книги, ходили в театр. А сечас этого нету. И виновата не школа! А сами люди.
Serg
Это ж кого кормит агрогородок из самой дотационной отрасли в стране? Школа - бюджетная сфера. А вот агропром ,вроде бы, должен деньги приносить государству, да не очень пока складывается. А школы заставляют еще и внебюджетом деньги в казну на агрогородки в том числе зарабатывать. Так кто кого кормит?
Галина
Человек может быть хорошим психологои , но отличать параболу от гиперболы ему не надо
Serg
Господин Рубинов,я полагаю, имел ввиду 11* классы, которые первые и последние выпускаются в 2009 году, и 10 классы по 11 - летке, которые были последними по реформе в 11-летней школе. Вот эти дети - одногодки. А 10 классы по 12-летке, о которых говорит г-н Рубинов, сдавали в этом году экзамены и должны были учиться еще 2 года. Но им теперь в 2009 году нужно заканчивать школу за 1 год и снова сдавать выпускные экзамены. А это как раз и есть двойной выпуск в 2009 году. Кто кого ввел в заблуждение? И еще вопрос к г-ну рубинову - как быть с 9 классами, которые в следующем году будут 10-ми? Им останется учиться 2 года и они не будут сдавать экзамен за курс базовой школы???????
татьяна
"Спасибо" высокопоставленным чиновникам, которые оставили меня без работы! Высшее музыкальное образование, высшая категория учителя музыки, 14 лет стажа работы по специальности...Для ребят в гимназии, где я работаю, мой урок - самый любимый. А кто теперь будет прославлять родную Беларусь в песнях??? С 5 класса по программе разучиваются песни : "Песня о Минске", "Спадчына", "Мой родны кут" и т.д., а старые добрые песни, которые так любят дети ( "Прекрасное Далёко", "Крылатые качели", " Дорогою Добра", "Планета Детства") - их теперь дети не то, что петь - вообще знать не будут!
Лавозик Павел Михайлович
Да-а-а! Еще в начале реформы были сомнения по поводу будущего сельской школы. Понятно, что не все ее выпускники способны добиваться высшего образования. Мне кажется, не надо ломать по-живому, господин Рубинов. Надо малокомплектные сельские школы сделать базовыми, их лучшие ученики получат среднее образование в городе: в гимназии или лицее. Тем более что таких учеников не так и много.  Не надо действовать для пользы кучки лоботрясов. Им найдется работа в деревне. Вы им уже хорошо помогли 10-балльной системой оценки, лишив старательных детей стимула. Очень заметно, что государственные мужи действуют в интересах серой посредственности. Ею легче управлять, кроме поллитра и шкварки ей ничего не надо. И как вы это себе представляете: тесты на уровне обычной школы, а по каким программам будут поступать выпускники лицеев и гимназий? Ведь если те и другие будут сдавать экзамены по одинаковым тестам, то долго гадать не надо, кто пройдет. Так ради чего сыр-бор? По-моему, думали не очень долго и не тем местом. Не надо мешать талантливым детям. Дайте им жить нормально, не бойтесь, что они умрут от перегрузок. Трудности закаляют. Нужны изменения в содержание образования по многим предметам, это правда. Надо отбросить ненужное и лишнее, но думать, прежде чем действовать.
Alex
Не волнуйтесь, все просто.<br /> <br />
Это четкая политика в сторону одибиливания и усреднения населения, которая будет на пользу всем.. Очевидно, что необразованной массой гораздо легче управлять, ее потребности гораздо проще удовлетворить. <br /> <br />
А чтобы стоять у токарного станка и быть полезным для г-ва не нужна вам ни история, ни литература. И мыслей вредных, и глупых аналогий с прочитанным, будет меньше<br /> <br />
Мудрых шагов в этом направлении уже много. К примеру, еще одно:<br /> <br />
проходной балл по математике - 8%. А раньше был 60% (по 5-бальной системе)<br /> <br />
В общем если наши потребности сведутся к поесть-поспать-размножиться, то государству будет проще их удовлетворить и сделать нас счастливыми.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?