Новое плюс лучшее из старого

Средняя школа возвращается к 11–летнему сроку обучения. Вчера Президент провел заключительное совещание о совершенствовании системы среднего образования.

Средняя школа возвращается к 11–летнему сроку обучения


Вчера Президент провел заключительное совещание о совершенствовании системы среднего образования, перед тем как принять соответствующий декрет. Его проект уже подготовлен. Александр Лукашенко собрал в своей резиденции представителей Администрации Президента, Правительства, Национальной академии наук, белорусских вузов и Высшей аттестационной комиссии только для того, чтобы обсудить последние нюансы. «Хочу еще раз посоветоваться», — признался Александр Лукашенко. В апреле, напомню, он уже обсуждал со специалистами ситуацию в средней школе. Был выявлен целый ряд болевых точек в существующей системе. Стало ясно, в частности, что учеников надо немедленно разгрузить и постараться предоставить всем им равные возможности для учебы. Тогда же была создана межведомственная комиссия, которая занялась поиском приемлемых путей решения школьных проблем. Через две недели «отшлифованный» документ должен лечь на подпись Президенту. Но уже сегодня известно, что, во–первых, с 1 сентября средняя школа переходит, а точнее, возвращается к 11–летнему сроку обучения. Во–вторых, учиться дети будут 5 дней, а субботу посвящать занятиям физкультурой, урокам труда и, возможно, каким–то факультативам. В–третьих, гимназические и лицейские классы отменяются, но зато сохраняются гимназии и лицеи. И в–четвертых, 10–балльная система оценки знаний остается.


«Это даже не экономика, это посерьезнее вопрос», — отметил Александр Лукашенко, открывая совещание. Апрельский разговор вызвал целую гамму эмоций в обществе. Эта реакция была вполне прогнозируема. Образование — та сфера, которая так или иначе касается всех людей. Каждый из нас когда–то учился в школе и по этой причине считает себя в этой теме специалистом. Где–то в среде учителей, школьников и их родителей возник лишний ажиотаж. Между тем никаких революционных решений в декрете содержаться не будет.


Все новое — это хорошее, но забытое старое из прежней системы образования, достижения которой, думается, никто оспаривать не будет. Наработки 90–х годов сыграли свою позитивную роль — это был поиск оптимального пути. «В систему образования не вводится ничего такого, чего еще не было, — заметил Президент. — Не предполагает коренной ломки сложившейся системы, сохраняет те формы обучения, которые уже прижились и доказали свою полезность и жизнеспособность».


«Сохранить все лучшее, что сделано за последние годы, и в то же время избавиться от ненужных наслоений, которые только усложняют процесс получения знаний и не влияют на качество образования», — вот цель принимаемого документа, сформулированная Александром Лукашенко. Декрет будет иметь особое значение не только для образования, но и для всей страны, поэтому, пообещал Президент, решение будет взвешенным и обдуманным. Но ни в коем случае не половинчатым. «Мы должны один раз отрезать, потому что уже 12 раз отмеряли, — подчеркнул он. — Люди должны четко понимать, какой у нас будет школа».


По его словам, школьные нагрузки и сроки обучения только возрастали, а в целом качество образования не улучшалось. Все это вызывало определенное недовольство в обществе и потребовало корректировки. Что предусматривает проект декрета на этот счет?


Полный срок обучения в средней школе составит 11 лет (базовое образование получается за 9 лет). Заместитель председателя президиума Национальной академии наук Анатолий Лесникович привел такие данные социологических исследований в Беларуси: 70 процентов родителей отрицательно относятся к переходу на 12–летнее обучение в школах.


Все учреждения, включая гимназии и лицеи, будут работать в режиме 5–дневной учебной и 6–дневной школьной недели. Это значит, что учебные занятия проводятся только 5 дней в неделю, а шестой посвящается главным образом физкультуре, труду, у старшеклассников — факультативным занятиям. «Это позор, что мы работаем 5 дней в неделю, а дети — 6», — это ремарка Президента на сей счет.


Учебная нагрузка уменьшится. В 1 — 2–х классах будет 3 — 4 урока в день, в 3 — 5–х классах — 4 — 5 уроков, в 6 — 11–х классах будет 5 — 6 уроков в день.


Учебные программы будут упорядочены. Например, из учебного плана исключаются предметы «Отечественная и мировая художественная культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». «Всемирная история» и «История Беларуси» объединяются в единый курс «История». Предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» будут преподаваться в начальной школе.


Учебный год устанавливается с 1 сентября по 1 июня, то есть увеличивается на одну неделю. Хорошая новость для учеников, что продолжительность осенних, зимних и весенних каникул не изменяется.


«Школьников параллельно учат по разным программам: базовой, повышенной, углубленной. Быть просто хорошей школой стало непрестижно. Надо почему-то обязательно стать лицеем, гимназией или ввести углубленное изучение самых разных предметов, вплоть до медицины, права или архитектуры», — Александр Лукашенко видит в этом серьезную проблему.


Отныне во всех общеобразовательных школах будет введен единый типовой учебный план, который предусматривает изучение предметов на базовом уровне. «Очень важно, что все школьники будут заниматься по единым программам и получать одинаковый объем знаний по предметам. По крайней мере, им будет предлагаться одинаковый объем. Они окажутся в равных конкурентных условиях при поступлении в вузы и средние специальные учебные заведения. А это один из важнейших принципов политики социальной справедливости», — подчеркнул Президент. Он считает, что нужно скорректировать тестовые задания на поступление в вузы так, чтобы они были рассчитаны на знания, полученные в средней школе, а не в лицее либо гимназии. «Тестирование не должно быть заоблачным и не должно подталкивать к репетиторству», — резюме Александра Лукашенко. Кстати, при проведении соцопроса среди родителей учеников выяснилось, что более 60 процентов ориентировались на использование услуг репетиторов...


Проект декрета предполагает отказ от школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов, лицейских и гимназических классов. «Мы не закрываем дорогу развитию в стенах школы способностей и интересов детей, — сказал Александр Лукашенко. — Но при этом не допускаем перегибов, навязывания углубленного преподавания». Он акцентировал внимание на том, что школы по–прежнему смогут организовывать дополнительное изучение предметов, но только на добровольной основе, в форме факультативных занятий.


Школы с эстетическим и спортивным уклоном предлагается сохранить, так же как и все 36 лицеев страны и 187 гимназий. «Но Министерство образования должно принять все меры, чтобы лицеи и гимназии соответствовали своему высокому статусу. Установить столь же строгий контроль за поступлением в эти учебные заведения, как и при организации приема в вузы», — считает Президент.


Особое внимание вчера было уделено трудностям переходного периода. Ведь нынешние 9– и 10–классники будут учиться на старшей ступени средней школы один год вместо двух. Один из авторов реформы образования Первый заместитель Главы Администрации Президента Анатолий Рубинов убежден, что переход к 11–летнему общему среднему образованию не приведет к потрясениям. Опасения, которые высказываются по поводу двойного выпуска учеников в следующем году и, следовательно, высокого конкурса в вузы, он назвал неоправданными. По его словам, старшеклассники, которым предстояло стать последним выпуском 11–летки и первым выпуском 12–летки, являются одногодками. Произошло это из–за того, что в 1998 году детей принимали в школу как в подготовительный класс с 6 лет (на 12–летний срок), так и в первый класс с 7 лет (на 11–летний срок). Министерство образования уже разработало переходные учебные планы для старшеклассников, так что система готова к переменам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter