Новое качество отношений или просто риторика?

Россия и Запад вошли, пожалуй, в самую острую фазу конфронтации со времен “холодной войны”. На ежегодной мюнхенской конференции по вопросам безопасности президент РФ Владимир Путин и министр обороны Сергей Иванов буквально послали в нокдаун западных партнеров, обрушив на них мощный шквал обвинений и критики.

Как отмечает Би-би-си, многие западные лидеры, в том числе канцлер Германии Ангела Меркель, слушали речь российского президента с мрачными лицами. В общем-то, это и неудивительно. До сих пор Белый дом и его союзники были уверены, что лишь они могут учить “демократии” и наставлять на путь истинный те страны, которые, по их мнению, шагают неверной дорогой. И вдруг ситуация меняется с точностью до наоборот. 
Речь Владимира Путина содержала самую резкую за все последнее время критику США, НАТО и ОБСЕ. Он обвинил Вашингтон в “имперских амбициях”, а ОБСЕ назвал “вульгарным инструментом”, обслуживающим интересы сильных мира сего. “Чуть ли не вся система права США перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике”, — подчеркнул Путин. В продолжение темы он отметил, что навязывание своих правовых и политических норм другим странам делает ситуацию в мире более напряженной. Поэтому “однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна”.
Тональность, заданную Путиным, усилил глава минобороны Сергей Иванов. Говоря о “новых вызовах” в борьбе с терроризмом, он раскритиковал Запад за “двойные стандарты”.
— Если террористы прячутся на территории другой страны, мы должны использовать четкий порядок действий — либо экстрадиция, либо преследование, — намекнул министр на сбежавших из России олигархов и чеченских сепаратистов.
Можно не сомневаться, что поводом для столь неожиданного выпада стали обнародованные планы НАТО разместить свои системы противоракетной обороны в Польше и Чехии. По мнению аналитиков, это не имеет никакого отношения к модернизации альянса и лишь провоцирует Россию на ответные действия.
Американцы в долгу не остались. Глава Пентагона Роберт Гейтс тут же поспешил обвинить Россию в подрыве международной стабильности. Дескать, это Путин толкает Америку к ухудшению отношений, продавая оружие Ирану и используя энергоресурсы для экономического и политического шантажа.
В Белом доме еще раз дали понять, что сворачивать процесс внедрения элементов ПРО в Польше и Чехии не планируют.
Выступление президента Путина многие западные СМИ назвали самой ожесточенной тирадой Москвы в адрес американской политики со времен “холодной войны”.
Что же лежит в основе этих заявлений? Приглашение задуматься или шаг к конфронтации, свидетельство усиливающегося охлаждения в отношениях двух стран?
Как считает белорусский политолог-международник Андрей Романьков, речь Владимира Путина следует рассматривать как твердую заявку на более активную роль России на внешнеполитической арене. В практическом плане это будет означать попытку Москвы ограничить влияние Вашингтона в наиболее горячих точках, что приведет к усилению противостояния по ряду острых проблем без излишнего политеса.
Впрочем, такого мнения придерживаются не все эксперты. В частности, Александр Рар из Германского совета по внешней политике отмечает, что высказывания российского руководства едва ли можно считать началом “холодной войны”. Скорее это признание нового качества отношений России с Западом. Путину остается зафиксировать противоречия с Западом и констатировать, что его прежняя политика на установление партнерства с Евросоюзом зашла в тупик.
Главный научный сотрудник Института международных отношений Владимир Дворкин полагает, что сегодня Россия ничего, кроме жесткой риторики, не может противопоставить США и НАТО. Военный потенциал России растет, но он несопоставим с западным, а технологический разрыв постоянно увеличивается. По мнению политолога, речь Путина выражает недовольство тем, что НАТО действует без консультаций с Кремлем, и в этих условиях “догоняющая модель” развития вооруженных сил несостоятельна.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter