Конфликт Убера и транспортной инспекции: почему так сложилось?

Новое и привычное

Отдавая свои деньги американской компании Uber мы поддерживаем нечестную конкуренцию?
Быстрая подача новых авто, вежливые водители и прозрачная оплата с отчетом в электронной форме — эти свои плюсы подчеркивает международный сервис Uber, который позволяет вызывать такси по интернету. Казалось бы, пользуйся да радуйся. Но оказалось, что, отдавая свои деньги этой американской компании, я тем самым поддерживаю нечестную конкуренцию и бизнес, который ведется в нарушение правил.

По крайней мере, так считают в Минтрансе, и у этого суждения есть законодательно обоснованный резон. Транспортная инспекция не щадя штрафует и отбирает лицензии у перевозчиков, работающих с этой системой. Uber не согласен с таким подходом. А что еще более удивительно, хотел бы перекроить наше законодательство под себя. Менеджер по коммуникациям Uber в России и СНГ Евгения Шипова на днях заявила об этом прямо. По ее словам, белорусское законодательство устарело и не подходит для современного рынка услуг по перевозке пассажиров. Тут не хочешь, а задумаешься об уставе и монастыре...

Думаю, нужно иметь определенное нахальство, чтобы, приходя на чужую территорию, начинать диктовать свои условия. Даже если ты международный сервис, правила деликатности это не отменяет.

— Мы пришли, потому что понимали, что город готов к инновациям, — говорит Шипова.

Что ж... Добро пожаловать. Новый сервис сразу нашел своего клиента в Минске. Горожане потянулись за смартфонами, с охотой скачивали приложение, указывали данные своих карточек и по одному нажатию кнопки вызывали машину к подъезду. И если у пользователя никаких вопросов к сервису нет (средняя оценка водителей 4,7 балла из 5 максимальных), то у транспортников масса. Дело в том, что сервис в Минске просто не может работать по всем нормам закона. Одного партнера Uber уже лишили лицензии за нарушения (компания с этим не согласна и планирует подавать в суд), второго могут наказать в ближайшее время.

В чем же конфликт? Во–первых, необходимость заполнения формы заказ–наряда фрахтования. Так как Uber все же не такси, по закону водитель обязан оформить вместе с пассажиром этот документ. Представитель компании уверен, что это — рудимент, так как возможности сервиса позволяют генерировать электронные квитанции, в которых содержатся те же данные, которые необходимы для документа. На вопрос одного из журналистов, так почему же тогда продвинутый Uber просто не установит в каждой машине принтер, который быстро распечатает то, что сегодня нужно заполнять вручную, менеджеры ответили уклончиво: мол, установить можно все что угодно, но нужно ли? Еще один краеугольный камень, о который бьются белорусские транспортные инспекторы и Uber — желтые номерные знаки. Согласно правилам, автомобили, занятые в коммерческом извозе, должны иметь специальные номера и проходить техосмотр дважды в год. Однако партнеры компании уверяют, что они — не такси, а работают по заказ–наряду. Значит, желтые номера им покупать нет смысла. Но эта дискуссия больше похожа на околозаконодательное крючкотворство, чем на конструктивный поиск делового компромисса.

Однако почему этот сервис все же пришел к нам? Ответ очевиден: потому что есть ниша. Традиционные перевозчики зачастую грешат и хамством, и маршруты запутывают, и чеки не дают. Не все, не большинство, но многие. Кому случается пользоваться такси, тот подтвердит. Вот и ищет потенциальный клиент альтернативу. Приложение Uber в нашей стране за 4 месяца скачали больше человек, чем за этот же промежуток в Москве, Варшаве и других городах. На новый, прозрачный и удобный сервис есть спрос. Оно и понятно: намного приятнее вызвать новенькую машину с водителем, информацию о котором можно прочитать, пока ждешь автомобиль. А после поездки получить чек автоматически на электронную почту. Глядишь, это и других участников рынка научит правилам хорошего тона. Но, как мне кажется, новой компании нужно немного поумерить свой пыл. Слон в посудной лавке никому не нужен. И только взаимная вежливость и, если хотите, гибкость помогут сделать так, чтобы мы смогли пользоваться услугами этого сервиса, не ущемляя других перевозчиков. Которые поневоле будут вынуждены соответствовать более разворотливым конкурентам.

isaenok@sb.by

Советская Белоруссия № 55 (24937). Пятница, 25 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter