Уже около 30 бабушек и дедушек по всей стране обзавелись приемными семьями

Новое фото в семейном альбоме

Жизни одинокого пенсионера в деревне в осенне-зимний период не позавидуешь. В 17 часов, когда на дворе стемнеет, дверь, как правило, запирается наглухо, на стук вам вряд ли ответят, и даже по острой нужде во двор до утра никто не выйдет. Чем старше и немощнее человек, тем он беззащитнее. Тем не менее шанс наладить свою жизнь есть. Речь идет об опеке со стороны людей, казалось бы, совсем посторонних. Не так давно у белорусов появилась возможность «усыновить» дедушку или «удочерить» бабушку, обеспечив  старикам уход и заботу. Кто и зачем решается на такие добрые поступки – узнавала корреспондент «Р».

Семья ЕЛЬНИЦКИХ в расширенном составе.
Фото из личного архива героинь

Съехались по-соседски


Нине Расолько из Смиловичей – 89. Такой возраст, когда обычный поход в магазин за продуктами уже требует огромных усилий. Несколько последних лет ей по-соседски помогала местная жительница Алина Ельницкая. Жизнерадостная и общительная, она Нине Васильевне очень нравилась. Нина Расолько и своими воспоминаниями-переживаниями стала с ней делиться, и жизнью помощницы интересоваться. Несколько лет назад у Алины умер маленький ребенок, и сердобольная Нина Васильевна от души ей сопереживала. Сама бабушка недавно пережила утрату – ушла из жизни ее единственная сестра, которая последнее время жила в ее доме. И хоть к одиночеству пенсионерке не привыкать – замужем никогда не была, детей нет, но после похорон сестры почувствовала себя совсем тоскливо.

В один прекрасный день Нина Васильевна предложила Алине… жить вместе: «Вам будет у меня попросторней, а мне хочется, чтоб живая душа была рядом». Семья Ельницких с детьми жила у родителей, условия стесненные. А у Нины Васильевны дом большой — несколько комнат да участок земли хороший.

Вот и съехались, как говорится, по-соседски. Муж Алины — мастер на все руки — вскоре ремонтом занялся: провел в дом канализацию, разбил большие теплицы в огороде. Нину Васильевну хоть и стараются оградить от любой работы, но она все равно хочет быть полезной — то рано встанет, блинчиков напечет детям, то встретит их из школы. Совсем как родная бабушка. А год назад, когда вышло в свет Положение о замещающих семьях, хозяйка и Ельницкие решили оформить свои отношения документально.

В составленном договоре — между пожилым человеком, помощником и местным территориальным центром обслуживания населения — прописали, что имущественных интересов между сторонами нет. Совместное проживание не означает, что помощница может претендовать на жилплощадь хозяйки дома или денежное вознаграждение. Указали, что все хозяйственные дела и бюджет замещающей семьи будут осуществляться по устной договоренности.

Возникает вопрос: а если вдруг отношения испортятся, не пострадают ли чьи-то интересы? Чтобы этого не произошло, комиссия исполкома периодически осуществляет контроль – вначале каждые две недели, потом раз в месяц, теперь раз в квартал.

— Бюджет в вашей семье общий? — интересуюсь у Алины Ельницкой.

— Нет, мы не можем себе позволить брать у пожилого человека деньги в «общак» с пенсии, сами взрослые и здоровые, зарабатываем, — отвечает она. — Каждый месяц Нина Васильевна дает нам деньги, чтобы мы купили ей продукты, которые она любит, и если желает, чтобы приготовили ей что-то конкретное, так и делаем. Но питаемся, как правило, вместе. Я сварю суп — всех зову, бабушка решит собственноручно приготовленным борщом попотчевать — тоже никто не отказывается.

В семье есть традиция отмечать дни рождения всех. У бабушки дата, обозначенная в паспорте, не совпадает с реальным днем появления на свет — и ее поздравляют дважды. А лишнее чаепитие с тортом, как показывает жизнь, только улучшает отношения.

Психологически совместимы


Как рассказала директор Червенского территориального центра социального обслуживания населения Людмила Шаркова, замещающая семья в районе единственная.

— Мы не реже раза в квартал информируем через районные СМИ о новых формах социального обслуживания, но других желающих совместно проживать с пожилым человеком пока не находится, — говорит она. — Чего тут скрывать, многие пенсионеры и при живых трудоспособных детях оказываются забытыми. Что уж тут говорить о посторонних людях. Согласиться жить вместе с незнакомым стариком, у которого свой характер и множество болячек, готов, как правило, либо тот, кто имеет какую-то материальную выгоду, либо тот, у кого просто большое сердце.

Случай Алины Ельницкой и Нины Васильевны – это пример психологической совместимости, что не так часто можно встретить. Когда у людей нет проблем с коммуникацией, взаимопониманием, то уход и помощь не будут в тягость. Налить дополнительную миску супа или постирать лишний комплект белья для трудолюбивого человека несложно, особенно при обоюдном стремлении быть полезными друг другу.

КОМПЕТЕНТНО

Александр РУМАК, заместитель министра труда и соцзащиты:


— Замещающая семья — одна из новых форм социального обслуживания, которая предполагает совместное проживание с одиноким нетрудоспособным человеком. Она становится у нас востребованной. Около 30 инвалидам и пожилым гражданам старше 70 лет сегодня таким образом обеспечены должный уход и внимание.

Одно из основных условий создания замещающей семьи – наличие отдельной комнаты для проживания нетрудоспособного пожилого человека. Помощником имеет право быть дееспособный человек 18—65 лет, который не является инвалидом I и II групп и не обязан по закону содержать этого нетрудоспособного гражданина.

БЛИЦОПРОС В ТЕМУ

При каких условиях вы взяли бы к себе в семью пожилого человека?


Наталья АНАШКЕВИЧ, учитель русского языка и литературы СШ № 11, Лида:


— Нужны, безусловно, прежде всего материальные стимулы. Ведь взять к себе на иждивение еще одного члена семьи, особенно который часто болеет, — это очень серьезная финансовая нагрузка. На примерах своих знакомых вижу, что люди помогают досматривать пожилых и немощных в обмен на дарение дома, за денежное вознаграждение. За человеческое спасибо можно время от времени подсобить — в магазин сходить, например, а постоянный, особенно ежедневный уход на голом энтузиазме сложно себе представить.

Второе условие — желание самих бабушки или дедушки переселиться в чужую семью. Старые люди, как правило, ни ногой из своей хаты. Я как-то взяла к себе на время старушку, которая отморозила ноги, чтобы ухаживать за ней во время лечения, потому что к ней в дом не набегаешься. Так она, как только ей стало лучше, тут же домой стала проситься. Хорошо, говорит, у тебя, но без родных стен не могу. Пожилой человек — это же не ребенок, который ко всему быстро приспосабливается. Для них новая среда, новые люди — стресс.



Людмила ТУЛЯ, фельдшер-валеолог областного центра гигиены и эпидемиологии, Могилев:


— Сама, скажу честно, не взяла бы. Может, потому, что есть кому дарить свое внимание — моей маме сейчас 86 лет. А может, потому, что не отношу себя к особенным жертвенным людям, которым всех жалко, которым надо обязательно кого-то опекать, а именно такие принимают в родню чужих. Мотивом для совместного проживания может быть только душевный порыв. Бывают же ситуации: кто-то рано потерял родителей и в одинокой бабушке-соседке видит того, с кем не суждено было поделиться внутренним теплом…

Денежные стимулы от государства, безусловно, важны, но они всегда оставляют риск корыстного отношения к беспомощному человеку. Лучше, если сам пожилой человек захочет отблагодарить своего помощника.

Михаил ПРОНОРОВИЧ, работник Минского тракторного завода:


— Нам с женой уже самим под 60. Здоровье не то, впору подумать, чтобы кто-то и о нас позаботился, поскольку своих детей не нажили. Но скажу честно, что и молодым я лично не рискнул бы взять к себе незнакомого человека. Во-первых, ухаживать — стирать, готовить, убирать — мужчины, как правило, не умеют, у меня это всегда жена делала. А во-вторых, с возрастом люди становятся менее уживчивыми, характер у каждого не сахар, а это ж надо терпеть, приноравливаться. Кровные родственники часто не могут найти общего языка, не то что посторонние. А тех, кто берет на себя заботу о чужом человеке, надо обязательно как следует поощрять — и морально, и материально.




Ксения БЫЧКОВА, руководитель студии хулахупинга Pupsihooper, Брест:


— Никогда не задумывалась об этом. Но возможность такой ситуации в своей жизни допускаю. Особенно если речь идет о хорошо знакомых мне бабушке или дедушке. Думаю, могла бы ухаживать за ними даже совершенно бескорыстно. Другое дело, что для этого нужно располагать временем. Из-за напряженного графика редко бываю дома, а жизнь в таком ритме несовместима с заботой о пожилом человеке.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter