На «Интеграле» разработали информационную систему с GPS-навигацией для общественного транспорта

Новинка, с которой повезет

Современный общественный транспорт, особенно в столице, все больше наполняется различной электроникой и автоматикой. Для пассажиров уже привычное дело, что названия остановок объявляет не водитель, а автоматический информатор. Благодаря светодиодным панелям с номерами и названиями маршрутов легче ориентироваться в темное время суток. И процесс технического совершенствования продолжается. Недавно завод «Электроника» (филиал холдинга «Интеграл») разработал информационную электронную систему для городского транспорта с GPS-навигацией. Ее особенность — в способности самостоятельно определять местонахождение автобуса или троллейбуса и сообщать об этом пассажирам как текстом, так и голосом. Подробности узнала корреспондент «Р».


• Цвет, звук и навигация

Завод «Электроника» около 20 лет занимается электронными табло для транспорта. Модели нового поколения можно будет лицезреть на столичных улицах уже в этом году. В них теперь используются светодиодные матрицы с очень маленьким шагом пикселей — в 6–10 миллиметров, что позволяет использовать разные виды шрифтов, загрузку любых знаков и применение в электронном табло множества других эффектов. На выбор 256 цветов и их оттенков.

— Мы предлагаем конечному пользователю, то есть автопарку или владельцу автобуса, самим выбирать цветовое решение, — говорит начальник отдела управления маркетинга и продаж ОАО «Интеграл» Руслан Богослав. — Допустим, в райцентре на Гомельщине захотят, чтобы номер маршрута отображался белыми буквами на черном фоне, а работники пригородных маршрутов Гродненщины — на синем.  

К электронным табло преду­смотрены программное обеспечение и навигационная система. С их помощью остановки будут объявляться автоматически по координатам GPS: если остановки совпали в реальности и по карте в памяти устройства, тут же включается звуковое сообщение.

Автоматические информаторы уже используются в общественном транспорте, но они не всегда работают в связке с другими электронными элементами, поэтому при подъезде к каждой остановке водителю все равно приходится включать электронный информатор вручную.

Благодаря информационной системе с навигацией остановки общественного транспорта будут объявляться автоматически по координатам GPS: если остановки совпали в реальности и по карте, тут же включается голосовое сообщение.

— Сейчас водитель, подъезжая к остановке, нажимает кнопочку — и пассажиры слышат соответствующее название, — объясняет ведущий инженер-программист конструкторско-технического отдела завода «Электроника» Андрей Болдырев. — Если, допустим, он отвлекся, чтобы продать талончик, и забыл включить автоинформатор, последовательность названий сбивается. В новой системе ошибки в объявлениях исключаются. В каждом транспортном средстве сегодня есть свой GPS-приемник. Его подключают к пульту управления, в который зашиты актуальные карты города. Координаты местности, полученные от приемника, соотносятся с памятью пульта, и в случае совпадения срабатывает звуковой информатор. Таким образом водитель разгружается от дополнительных функций. Он сможет больше внимания уделять таким вопросам, как, например, безопасность пассажиров, наблюдая за высадкой-посадкой и движением транспорта.

Свою лепту в вопросы безопасности вносят и другие элементы системы. Есть возможность отображать в задней части автобуса специальный значок, что пассажиры еще продолжают заходить и выходить. Кроме этого, автоинформатор будет включаться за 10—15 метров до того, как автобус подъедет к остановке, благодаря чему люди смогут заранее подготовиться к выходу. В условиях растущей загруженности автотранспортом городских улиц это значительный плюс.

К слову, усовершенствованная система не отменяет и ручного управления. При нештатной ситуации водитель сам сможет объявлять остановки.

Фото пресс-службы ОАО «Интеграл»

• Взять ценой и качеством

Заводские испытания новинки уже состоялись. Оборудование установили на автобус МАЗ и обкатали на участке от диспетчерской станции «Курасовщина» и по всем остановочным пунктам по улице Казинца. И цветное табло, и автоматическое объявление остановок работают, убедились специалисты. Водитель остался доволен — наконец он ведет автобус, а не отвлекается на нажатие кнопок!

В ближайшие несколько месяцев предстоит завершить комплекс технических испытаний, после чего можно начать массовое производство систем. В перспективе сотрудники «Интеграла» создадут сервер управления городским транспортом, который можно включить в систему «Умный город».

Информационная система с навигацией для общественного транспорта разработана в рамках программы импортозамещения. В настоящее время в автобусах и троллейбусах есть информационные системы с поддержкой GPS-навигации импортного производства. Белорусская разработка обещает составить им конкуренцию.

— Все составляющие нашей модели с табло — отечественные, — говорит Руслан Богослав. — Исключение — светодиодные матрицы, которые все-таки выгоднее закупать за рубежом. За счет этого мы планируем получить более выигрышный по цене вариант, не уступая в качестве. Да и осуществлять сервисное обслуживание будет проще.

На «Интеграле» прошел этап заводских испытаний системы.
Фото пресс-службы ОАО «Интеграл»

• Интерес есть

В пресс-службе «Минсктранса» подтвердили, что в создании и развитии отечественных электронных систем для общественного транспорта есть заинтересованность. В первую очередь речь идет о разработках, которые позволяют улучшить качество обслуживания пассажиров, разгрузить водителя от дополнительных функций и повысить уровень безопасности пассажиров. 

Как рассказал главный конструктор службы главного конструктора по автобусам Минского автомобильного завода Юрий Сырокваш, автобусы и троллейбусы, оснащенные электронным табло, на предприятии выпускаются с 2008 года, а системой GPS-навигации — с 2017-го. Только для «Минсктранса» с 2013 года поставлено более тысячи таких автобусов и троллейбусов. 

— Поставки активно ведутся и сегодня, — уточнил специалист. — В каждом конкретном случае мы отталкиваемся от требований потребителя. Используемые сейчас системы, естественно, необходимо совершенствовать. Внедрение новых технологий поможет расширить функционал электроники и повысить автоматизацию устройств.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter