Новая жизнь малых городов

Национальная экономика может строиться на основе разных моделей и теорий. В любом случае ее устойчивость зиждется на сбалансированности...

Национальная экономика может строиться на основе разных моделей и теорий. В любом случае ее устойчивость зиждется на сбалансированности. Причем не какой-то умозрительной, продиктованной бумажными выкладками и графиками, а реальной, исходя из сложившихся в стране исторических традиций. В Беларуси это размещение малых и средних, но достаточно мощных производств на периферии. Изначально, с советских времен, в каждом райцентре или поселке городского типа обязательно было какое-нибудь промышленное производство, которое обеспечивало население рабочими местами, а местный бюджет — налоговыми поступлениями. Именно благодаря обилию таких небольших предприятий в республике развивалась инфраструктура, которая и поныне одна из лучших среди стран СНГ.

Развитие малых и средних городов сегодня один из приоритетов в социальной и экономической политике государства, один из путей выхода национальной экономики на новый качественный структурный уровень. 7 июня Президент подписал Указ N 265 «О Государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007—2010 годы», а также  Указ N 266 от 07.06.2007 года «О внесении дополнений в Указы Президента Республики Беларусь от 25 марта 2006 года N 182 и от 5 мая 2006 года N 296». Эти документы стали завершающими в формировании законодательной базы, необходимой для возрождения производственного потенциала на периферии. 

Конечно, экономическую ситуацию в небольших населенных пунктах сегодня нельзя назвать простой. В силу объективных причин последние полтора десятилетия даже малые производства тянулись к крупным промышленным центрам. Но в дальнейшем такая концентрация влечет за собой ряд проблем. Одна из острых проблем в столице и областных центрах — дефицит производственных и коммерческих площадей, ставки по аренде которых увеличиваются на 10—15 % ежегодно. А значит, пропорционально увеличиваются издержки предприятий, растет себестоимость, конечная цена, уменьшается конкурентоспособность. Вторая проблема — дефицит рабочей силы. Привлечь ее из районов проблематично из-за вопросов с жильем. 

А в малых населенных пунктах и производственных зданий достаточно, и с квартирами проще. Зато присутствует другая проблема — безработица и невысокие зарплаты. Если в Минске проблема — заполнить вакансию продавца в универсаме, то в иных райцентрах люди по несколько месяцев ждут места грузчика. Восстановить социальный, экономический и производственный баланс в стране и призвана Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007—2010 годы. Она охватывает 187 населенных пунктов с численностью населения до 50 тысяч человек. До конца пятилетки здесь планируется реализовать около 1000 инвестиционных проектов, из которых 195 — важнейшие. На их финансирование будет направлено 5,55 триллиона рублей, из которых 2 триллиона — в рамках программы. Около четверти этих средств — бюджетные. В результате реализации программы к 2010 году в малых городах республики будет создано 19 тысяч новых рабочих мест, уровень безработицы снизится до 1 %, а уровень заработной платы приблизится к среднему республиканскому показателю. 

Понятное дело, что ряд некогда процветающих предприятий на периферии сегодня либо с трудом сводят концы с концами, либо уже несколько лет не работают. Поэтому Указ N265 повысил их инвестиционную привлекательность, в том числе и для частного капитала, рядом преференций. В прилагаемый к указу перечень включено 346 проблемных организаций, которые до 2010 года будут уплачивать половину ставки налога на прибыль, а также освобождаются от налога с пользователей автомобильных дорог и сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. 

Статья 43 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» дает право областным Советам депутатов увеличивать или уменьшать ставки земельного налога и налога на недвижимость, но не более чем в 2 раза. Указ N 265 дает право  Советам депутатов областного и базового территориальных уровней до 2010 года полностью освобождать предприятия от этих налогов, а также экологического налога в части платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов,  если субъекты хозяйствования реализуют инвестиционные проекты по модернизации производства либо созданию новых рабочих мест в малых и средних городских поселениях. 

Указом Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2007 года N108 «О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества» предусматривается порядок продажи неиспользуемых и неэффективно используемых объектов государственной собственности, в том числе в малых и средних городских поселениях, на аукционах с начальной ценой продажи, равной одной базовой величине, передачи таких объектов в безвозмездное пользование под конкретные инвестиционные проекты на срок реализации этих проектов. 

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 года  N266 «О внесении дополнений в Указы Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 года N 182 и от 5 мая 2006 года N 296» облисполкомы наделены более широкими полномочиями по предоставлению субъектам хозяйствования всех форм собственности преференций, в том числе гарантий по банковским кредитам за счет местных бюджетов. 

Таким образом, на законодательном уровне создана целостная система нормативных правовых актов, позволяющая реализовать в ближайшие годы новый приоритет в социально-экономическом развитии Беларуси. Правительству, органам местной власти предстоит разработать и реализовать в текущем пятилетии комплекс конкретных мероприятий по безусловному выполнению заданий Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007—2010 годы. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter