Новая жизнь легенды

В Беларуси достали из болота легендарный тяжелый танк КВ-1. Сейчас его восстанавливают умельцы-механики историко-культурного комплекса «Линия Сталина»
Последний бой

В глухие топкие места у деревеньки Тесище в Витебской области поисковиков, нашедших танк, привели рассказы старожилов и сохранившиеся в архивах боевые сводки времен Великой Отечественной.

В июле 1941 года, прорываясь из окружения, тяжелая машина увязла в лесном болоте. Повезло фрицам – если бы не коварная топь, «кавэшка» дала бы им прикурить. В начале войны именно этих тяжелых машин немцы боялись больше всего. Броню КВ-1 толщиной 70 мм не брала ни одна противотанковая пушка. За неуязвимость фрицы называли его «призраком». А его 76-миллиметровое орудие прошивало с километра любой фашистский «панцер».

В июне 1941 года под городом Расейняй в Литве один-единственный КВ, встав на пригорке у реки, на целые сутки задержал продвижение немецкой моторизованной дивизии. В бою под Ленинградом экипаж Зиновия Колобанова уничтожил сразу 22 немецких танка. После боя, осматривая свою «кавэшку», танкисты насчитали на броне около сотни вмятин от вражеских снарядов.


Танк КВ – и один в поле воин.
Сталь гнули, как жестянку

– Сохранившихся КВ-1 такой модификации, что был найден под Витебском, нет больше нигде в мире. Все машины, оставшиеся после войны, пошли в переплавку, – рассказывает Александр Метла, исполнительный директор фонда «Память Афгана». – Воссоздать легендарную боевую машину наши реставраторы намерены к августу, как раз к 75-летию подвига экипажа Зиновия Колобанова. Восстановленный танк обязательно сделаем действующим и он будет участвовать в реконструкциях сражений Великой Отечественной войны.

Интересно, что КВ-1 нашли недалеко от того места, где в 1998 году вытащили из трясины легкий танк БТ-7. Правда, та машина отлично сохранилась. Даже бензин в баке был. Только аккумуляторы требовали замены.

– С КВ задача сложнее. Удалось вырвать из болота только башню и часть корпуса, – рассказывает Александр Метла. – Бой, видно, был жарким. Только на башне мы насчитали 12 отметин от снарядов. Но танк не был подбит. Скорее всего, экипаж его просто взорвал.

Трудно поверить, но всей работой по восстановлению раритетов на «Линии Сталина» занимаются всего четверо реконструкторов – Александр Микалуцкий, Владимир Якушев и его сыновья Алексей и Максим.

Сегодня реставраторы доводят до оригинального вида башню. Все швы сварены, и мастера работают шлифмашинками:

– Монтировать танк будем на основе корпуса самоходки от СУ-152, – говорит Владимир Якушев. – Он аналогичен тому, что был у КВ. Хотя придется повозиться, нюансов там хватает.

Самое удивительное, что каких-либо специальных приспособлений – мощных кранов, прессов – у механиков нет. Инструменты самые обычные, а для подъема тяжелых частей используют домкраты и лебедки. В сложных случаях выручает смекалка. Чтобы сгибать броневые листы, нужны мощные прессы. Вот Владимир Якушев и придумал свой метод. Сделал приспособление для домкрата, и десятимиллиметровый лист стали гнется теперь, как консервная жестянка.

Победный май

В День Победы на «Линии Сталина» ожидается массовый наплыв посетителей. Для них уже готовятся интерактивные площадки, где можно пострелять из настоящего оружия, покататься на военной технике – БМП, БРДМ и даже настоящем танке. Гвоздем праздничной программы станет реконструкция битвы за Берлин. В ней примет участие около 200 человек – членов военно-исторических клубов. Начнутся праздничные гулянья 7 мая:

– В реконструкции Берлинской битвы, – говорит начальник ИКК «Линия Сталина» Вадим Абрамов, – примет участие вся наша раритетная техника: редкий танк Т-44, а также Т-34, БТ-7, P-III и P-38(t), самоходка СУ-100, штурмовое орудие StuG III, машины, мотоциклы. ИКК «Линия Сталина» создавался Фондом  «Память Афгана».  Среди сотрудников комплекса много бывших военных, афганцев.  И мы видим свой долг в приобщении молодежи к истории. Мы должны хранить память о подвиге наших дедов. 

Справка «СВ»

«Линия Сталина» – так называлась сеть оборонительных сооружений, созданных незадолго до Великой Отечественной войны вдоль западной границы СССР. Один из укрепрайонов находился в районе Минска. Сегодня на этом месте размещается историко-культурный комплекс «Линия Сталина» – крупнейший в Беларуси. Здесь собрано около двух сотен образцов военной техники. Многие из них уникальны.



Тут можно увидеть:

– Противотанковые пушки, начиная со знаменитой «сорокопятки», которая била фашистскую бронированную нечисть под Москвой, Сталинградом и на Курской дуге.

– Легендарное 76-миллиметровое орудие ЗИС-3. «Эта пушка спасла Россию», – сказал Сталин, вручая ее создателю Василию Грабину звезду Героя Социалистического Труда.

– Самоходные советские гаубицы, включая легендарную ИСУ-152, чей 50-килограммовый снаряд сносил башню у немецких «тигров», а «пантеры» превращал просто в дымящийся хлам.

– Тяжелые советские танки ИС-3 и Т-10, приводившие в ужас генералов из НАТО в пятидесятые годы.

– Реактивные системы залпового огня, начиная со знаменитой «катюши».

На территории воссозданы реальные оборонительные сооружения времен войны и часть гос-границы СССР. По сути, это и военно-исторический музей под открытом небом, и центр патриотического воспитания молодежи. Ежегодно комплекс посещает более трехсот тысяч человек.

Своими руками

Левши возвращают историю

На счету белорусских умельцев уже целая рота возрожденной техники.

Для Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны они восстановили танк Т-34. В прошлом году буквально с нуля сработали чешский Т-38. До этого восстановили немецкое штурмовое орудие – Sturmgeschütz III (StuG III). Каждый такой экземпляр уникален и на ходу.

Первую боевую машину с нуля – советский танк МС-1 – белорусские реставраторы создали два года назад. Поступил заказ от компании-разработчика известной игры «Мир танков» – Wargaming. С этого «полуброневика» с пушкой начинались в 1920-е годы танковые войска РККА.

Недавно на «Линии Сталина» побывали специалисты корпорации «Уралвагонзавод». Они подивились мастерству умельцев. Попросили показать конструкторское бюро, которое сопровождает реставрационные работы. И были поражены, узнав, что такого попросту нет.

Белорусские механики сами ищут сохранившиеся образцы подобной техники в различных музеях. Обмеряют, делают чертежи, находят подходящие узлы и агрегаты, разрабатывают порядок сборки. Восстанавливать раритеты сложно. Еще сложнее воссоздать машину фактически на пустом месте, не имея никаких «родных» деталей. Тем более что мастера стремятся, чтобы созданный образец даже в мельчайших подробностях совпадал с оригиналом.

Олег БАЛОБИН,

Герман Москаленко
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter