Новая стратегия под старые планы

Мало кто в мире верит в скорую стабилизацию обстановки в Ираке. На волне критического отношения к политике администрации Дж. Буша на Ближнем Востоке демократическая партия США существенно потеснила позиции республиканцев в конгрессе

Мало кто в мире верит в скорую стабилизацию обстановки в Ираке. На волне критического отношения к политике администрации Дж. Буша на Ближнем Востоке демократическая партия США существенно потеснила позиции республиканцев в конгрессе. Начавшиеся прения по дальнейшей тактике действий  вынудили Буша представить общественности новую стратегию завершения конфликта. 

В целом суть данного плана сводится к ускоренной передаче ответственности за ход войны в Ираке и восстановление порядка в стране самим иракцам. Заявлено, что иракские армейские подразделения уже к лету перейдут в подчинение национального командования, а к осени текущего года правительство якобы возьмет под контроль всю территорию страны. Впрочем, в истории оккупированного Ирака конкретные даты назывались уже неоднократно, но все они в итоге оказывались несостоятельными. К тому же на фоне явной эскалации конфликта трудно представить, что стабилизация — дело ближайших месяцев. 

Вражда иракских группировок нарастает. Казнь суннитских лидеров совсем не способствует примирению сторон. Более того, атмосфера мщения, в которой проводились казни, свидетельствует о глубине конфликта двух религиозных течений: суннизма и шиизма. Какой резонанс в цивилизованном мире вызвали условия приведения в исполнение смертного приговора экс-президенту Ирака С. Хусейну, известно. Повешение двух его сторонников Б. Тикрити и А. Бандара также подверглось осуждению мирового сообщества. Сунниты ответили на смерть своих лидеров массовыми ритуальными убийствами шиитов. В день, когда был повешен Хусейн, повстанцы казнили аналогичным способом более ста заложников. В центре Багдада отмечаются беспрецедентные по своей интенсивности и продолжительности бои между шиитскими правительственными подразделениями и суннитскими боевиками. Даже командующий войсками США в Ираке генерал Дж. Кейси открыто признал, что никаких гарантий успеха у новой американской стратегии урегулирования нет. За последние три месяца число нападений на американские и иракские войска увеличилось на 22 %, а количество жертв среди американских военнослужащих, только по оценке самого Пентагона, выросло на 32 %. 

Ряд экспертов полагают, что новая тактика Вашингтона является попыткой создать видимость перемен и смягчить критику со стороны оппозиции. Однако есть и другая версия происходящего. Американский контингент в Ираке последовательно увеличивается, в акваторию Персидского залива заходят все новые боевые корабли коалиции. В свете неослабевающих претензий сверхдержавы к расположенному по соседству Ирану это наводит на определенные мысли. Возможно, силы концентрируются вовсе не для усмирения повстанцев, а с целью вторжения в Иран? 

При этом не стоит особенно рассчитывать на то, что демократы станут помехой планам Вашингтона. Характерно: первым решением на новом посту пролоббированного ими главы Пентагона Р. Гейтса было согласие на отправку 3,5 тысячи солдат в Ирак. А сразу после принятия присяги Гейтс фактически заговорил словами Буша, предупреждая, что провал операции в Ираке будет означать «катастрофу», которая скажется на долгосрочном развитии страны. 

Наблюдаемые сегодня в политических кругах США трения, скорее всего, связаны с желанием демократов получить свою долю «иракских трофеев». Кстати, именно сейчас Штаты подготовили проект закона, который позволит передать иракскую нефтяную промышленность в руки западного частного капитала. Согласно документу, который в ближайшее время вынесут на утверждение иракского правительства, крупнейшие нефтяные объекты страны будут отданы на 30 лет таким нефтяным гигантам, как «Exxon-Mobil», «Shell», «British Petroleum». Западные инвесторы будут  получать до 75 % доходов от продажи иракской нефти. 

Прогнозные запасы иракской нефти составляют порядка 35 млрд. тонн, что в полтора раза превышает ресурсы Саудовской Аравии — признанного мирового лидера по запасам нефти. Не случайно, отвечая на вопрос о целесообразности выделения очередных 100 млрд. долларов для продолжения военной кампании в Ираке, госсекретарь США К. Райс ответила: «Есть множество свидетельств того, что эта страна стоит инвестиций». Надо полагать, человеческие жертвы также инвестиции Запада. Президент Ирана М. Ахмадинежад утверждает, что с момента ввода в страну британского и американского контингента в Ираке погибли более 150 000 только мирных жителей, не считая потерь среди военных с обеих сторон. 

Еще в канун вторжения Пентагона в Ирак видный американский неоконсерватор Ф. Фукуяма предупреждал: «Военная кампания против Ирака создаст большой радикализирующий эффект, если только она не завершится быстро и четко, оставив после себя порядочный и демократический режим». Но Фукуяма (сегодня публично пересмотревший свои взгляды относительно политики Буша) тогда не понимал, что США пришли в Ирак надолго. И если Пентагон высвобождает свой военный ресурс, то лишь для того, чтобы бросить его на другое направление. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter