Мир, в котором мы жили еще вчера, отнял коронавирус. Каким будет новый мир?

Новая нормальность

Мир, в котором мы жили еще вчера, отнял коронавирус. Каким будет новый мир? Некоторые тенденции уже очевидны, и многие из тех, что проявляются сейчас в Европе и США, будут актуальны и для Беларуси.



Оживут ли офисы? 

Во Франции до начала пандемии 25 процентов занятых работали удаленно, сейчас таких уже 85 процентов. В других странах цифры иные, но тенденция налицо: все, кто может работать на дому, идут домой. Многим это нравится. Хотя, конечно, есть и недовольные. Как человек, 20 лет работающий дома, могу рассказать о плюсах и минусах такого труда. Ты свободен в составлении рабочего графика — огромный плюс. Ты всегда на работе — минус. Другой минус — ты практически не знаком с коллегами, не общаешься с ними, живешь без коллектива (а коллектив все же имеет значение). К тому же все дни недели становятся одинаковыми: вторник сегодня или суббота — не имеет значения, ты все равно работаешь. И еще существенный нюанс: для работы из дома нужна большая внутренняя дисциплина, которая есть не у всех.


Консалтинговая компания Global Works Analytics заявила, что через два года 30 процентов всех работников в мире будут работать удаленно. Одним из последствий этого тренда будет снижение спроса на офисную недвижимость. Опрос, проведенный компанией PwC, показал: четверть финансовых директоров думают о сокращении объемов недвижимости. Мои знакомые в Минске уже арендуют помещение меньше, чем оно может вместить сотрудников. Работники не возражают, чувство коллектива почти не страдает: рабочие дни в офисе — по графику.

Рестораны на грани

Опыт Китая свидетельствует: люди ограничивают посещение ресторанов и после эпидемии. Для того, чтобы доказать посетителям безопасность, персонал носит маски и перчатки, столики переставлены для соблюдения дистанции, всем (посетителям тоже) измеряют температуру. Все эти меры, вероятно, будут приняты и в Европе, по крайней мере Чехия, открывшая рестораны 25 мая, настаивает на масках для персонала все время и для посетителей в то время, когда они не за столом. Но в Китае это пока помогает не слишком: люди не идут. Когда знаешь, что в Поднебесной выросло поколение (а может, уже и два), которое не умеет готовить, потому что в ресторанах дешево и вкусно, пустота заведений настораживает. Вернутся ли клиенты?


Увеличение расстояния между столиками, которое требуют сейчас, означает уменьшение количества посадочных мест, а значит, и выручки. В Вильнюсе под уличные рестораны отдали 18 новых мест, включая Кафедральную площадь. В Праге решили сделать пешеходной часть набережной Бедржиха Сметаны и разместить там кафе и рестораны. Но и при этих мерах многие не выживут. 

Без автобусов 


Модели общественного транспорта тоже вынуждены меняться. Например, в Берлине и Лондоне водители, запертые в своих кабинах, перестали продавать талоны — ускорилось внедрение онлайн-приложений для оплаты проезда. Беларусь в этом смысле не отстает: у нас так тоже можно. Во многих странах контролеры не выходят на линии, так что не совсем честные пассажиры ездят практически бесплатно. Но еще до эпидемии в некоторых городах, например, в Люксембурге и Вене, городские власти сделали общественный транспорт бесплатным или почти бесплатным (1 евро в день) для того, чтобы убедить людей перестать пользоваться автомобилями. Но сейчас это вряд ли будет популярным: из-за риска заражения общественный транспорт пустеет, вот и в Минске увеличили интервалы между автобусами, а движение по некоторым маршрутам и вовсе отменили. Даешь велодорожки!

Продуктовые цепочки сократятся 

Помните, как в начале эпидемии в Европе мы с удивлением рассматривали фотографии с паническими закупками в супермаркетах — когда европейцы, привыкшие покупать колбасу стограммовыми упаковками, загружали тележки продуктами с долгим сроком годности, а сверху добавляли несколько упаковок туалетной бумаги? Напрасно: продуктов хватает всем, несмотря на то, что ограничения на границе затруднили логистику. Еврокомиссар по сельскому хозяйству Януш Войцеховский утверждает, что один из главных уроков нынешнего кризиса — Европа должна выращивать свою еду сама, это вопрос безопасности: «У нас должна быть собственная еда, выращенная на собственных полях нашими фермерами, мы должны лучше заботиться о местных рынках и сокращать цепочки поставок». Сельское хозяйство в ЕС — глубоко дотируемая отрасль, что не мешает ЕС быть заметным экспортером продуктов. При этом многие страны зависимы от транспортных цепочек и сезонных рабочих.


Кстати, кризис заставил многих европейцев пересмотреть пищевые привычки. Опрос, проведенный в апреле YouGov, свидетельствует: 38 процентов британцев стали чаще готовить, а 33 процента реже выбрасывают еду. Многие стали печь хлеб и пироги и предпочитают покупать продукты в магазине возле дома, а не в больших супермаркетах, как раньше.

Продукты уходят онлайн 

Во многих европейских странах покупатели так напуганы, что боятся выходить из дому за продуктами. Продавцам пришлось срочно приспосабливаться. У некоторых компаний, например, британской Tesco или нидерландской Delhaize, как и у нашего «Евроопта», уже были соответствующие платформы, а некоторым пришлось проявлять креативность. Ради службы доставки французский Carrefour скооперировался с UberEats, а польская Biedronka подружилась с испанским стартапом Glovo. А небольшая французская сеть магазинов органических продуктов Kilogramme создала е-доставку за сутки. Будущее — за креативностью, скоростью и доставкой. Не перестаю удивляться, что крупные белорусские сети до сих пор не доставляют.

Цифровой пролетариат

Коронавирус разделил всех на два класса: тех, кто может работать дома, и тех, кто вынужден подвергаться риску заражения. Цифровые платформы Uber или Яндекс.Такси расхваливали свою модель как пример гибкости: люди, мол, сами определяют, сколько зарабатывают, и сами устанавливают свой рабочий график. Но кризис показал, что на самом деле у таких работников почти нет свободы. У курьеров и доставщиков выбор невелик: или увольняйся, или продолжай работать, соблюдая меры предосторожности. Оказалось, что цифровая экономика делает свободными далеко не всех.


Велосипеды рулят 

Города один за другим заявляют об увеличении велосипедных дорожек. Министр комплексных экологических преобразований Франции Элизабет Борн заявила о грантах городам, расширяющим инфраструктуру для велосипедистов. В Милане чиновники жертвуют 350 километрами дорог, чтобы организовать велосипедные дорожки. В Милане почти 55 процентов горожан добираются до работы общественным транспортом, при этом средняя дальность поездки 4 км. Так почему бы не проехать их на велосипеде? В Париже городские власти обещают, что к концу мая в городе появится 650 км новых велодорог.


Жесткое приземление

По всему миру отменены почти 70 процентов авиарейсов. Эксперты предупреждают: это может оказаться долгосрочным трендом. Меньше людей поедут к морям, а те, кто поедет, выберут моря поближе и предпочтут собственные автомобили. Резко сократилось количество бизнес-путешественников: начальники обнаружили, что видеоконференции почти так же эффективны, как и личные встречи. Facebook заявил, что отменяет все деловые встречи в составе более 50 человек до июня 2021 года и все бизнес-перелеты до июня этого года. Многие могут последовать этому примеру.


И лишь основатель Ryanair Майкл О’Лири не сдается и заявляет, что будет бороться с этим трендом известным средством — дешевыми билетами. Он считает, что вырвавшиеся после карантина семьи захотят улететь куда подальше. 

Без права на личную жизнь

Технологии, следящие за гражданами, в месяцы карантина были протестированы и улучшены. Сейчас, выходя из изоляции, граждане боятся, что они — распознавание лиц, технологии, следящие за передвижениями и контактами, — станут нормой жизни. Правильно боятся. Как говорит известный израильский философ и писатель Ной Юваль Харари: «Многие краткосрочные чрезвычайные меры станут нормой жизни. Такова природа чрезвычайных ситуаций — они ускоряют исторические процессы». И мы должны быть к этому готовы, хотя не значит, что должны с этим смириться.



Настоящие эксперты

Есть вероятность, что после эпидемии экспертами будут считаться действительно эксперты — люди, имеющие профильное образование и опыт работы в той или иной сфере, а не блогеры или звезды Instagram. Врачи давно предупреждали, что пандемия такого масштаба не просто возможна, но и вероятна. Но в мире, где накачанная попа важнее прокачанных мозгов, их никто не слушал. Хочется верить, что сейчас это изменится. Но это не точно. 

Профессор антропологии Джордж Лидер в журнале Sapiens написал, что карантин и меры социального дистанцирования — удар по основам цивилизации. Потому что на протяжении всей истории люди объединялись для роста и развития, и благодаря этому эволюция стала возможной. После нынешней эпидемии эволюция вряд ли пойдет вспять, но то, что нам придется изменять себя и мир вокруг, — факт. И не все изменения окажутся к лучшему. Готовы ли мы?

Город за 15 минут

Местные власти и активисты говорят: города должны измениться. Эту идею прекрасно передает предложенная мэром Парижа Анн Идальго концепция «15-минутного города». Она ратует за коллектив общин, в каждой из которых будет все, что нужно для жизни: продуктовые магазины, парки, тренажерные залы, школы, медицинские центры и рабочие места. Концепция родилась до эпидемии как предвыборная (Анн Идальго идет на второй срок), но оказалась как нельзя кстати в «новой нормальности», как в Европе называют ситуацию после снятия карантинов.


Кризис, меняющий облик городов и стран, происходит в Европе не впервые. После землетрясения 1755 года, разрушившего две трети Лиссабона, маркиз Помбал превратил его из средневекового города в одну из самых элегантных столиц Европы, а стиль домов и дворцов, построенных тогда, вошел в историю как «помбалевский». 

Период с 1919 по 1934 год вошел в историю австрийской столицы как «Красная Вена», когда городские власти, пытаясь разрешить острый жилищный кризис после Первой мировой войны, строили огромные дома-коммуны со своими школами, медицинскими клиниками, садами, физкультурными залами, магазинами и парикмахерскими. Воистину: все новое — хорошо забытое старое. 

plesk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter