Щёкин: инициатива Президента по модернизации Всебелорусского народного собрания открывает уникальную возможность формировать реальное, а не теоретическое гражданское общество

Новая конституционная модель страны

Чем ближе VI Всебелорусское народное собрание, тем чаще мы слышим полярные мнения как о повестке, так и о статусе самого форума. Неизменно одно: инициатива Президента о созыве I Всебелорусского народного собрания явилась судьбоносной для страны и кардинально изменила не только белорусский политический ландшафт, но прежде всего вселила уверенность граждан в будущее. Не думаю, что стоит проводить исторические параллели, так как и целеполагание и сам формат неповторим. Каждая историческая эпоха являет собой прожитую поколениями, свою уникальную страницу жизни.

Видение будущего

Будем откровенны, именно с первого Всебелорусского народного собрания началось государственное строительство Беларуси. Это было своего рода единение белорусского народа перед нависшим хаосом и одновременно стремление самим, без консультаций из-за рубежа, воплотить давнюю мечту о создании суверенной и независимой страны. 

Не вдаваясь в исторические подробности созывов пяти собраний, отмечу, что все они были востребованы, так как раскрывали не только болевые точки развития страны, но что наиболее важно, формировали видение будущего и конкретные механизмы реализации стратегических планов движения вперед. Таким образом, Всебелорусское народное собрание уже приняло характер и структурно-смысловой формат конституционного органа Беларуси, а следовательно, оно вполне логично может претендовать на конституционно-правовую реализацию своих функций.

Именно на этом всенародном форуме Президент как гарант Конституции держит перед народом отчет и формирует новую повестку развития страны на ближайшую перспективу.

Сегодня Беларусь столкнулась с невероятным напряжением, вызванным наглым вмешательством Запада и желанием его сделать из страны колонию. Испытание на прочность — не худший вариант развития, но требующий определенных, понятных для всех, выверенных шагов по формулированию задач и реализации их. В то же время отмечу, что не следует от Всебелорусского народного собрания ожидать мгновенных результатов, но само проведение его с определением конституционного статуса открывает новую страницу истории страны. С одной стороны, надо понимать, что Всебелорусское народное собрание — это общенациональная и общегосударственная диалоговая площадка, зеркально отражающая и духовное состояние людей, и благополучие материального уровня граждан, а также правовое взаимодействие органов государственного управления. С другой стороны, в подобных форматах обмена мнениями и советами между властью и народом, с точки зрения политической целесообразности диалог — это сопоставление оценок. 
Всебелорусское народное собрание — это новая конституционная модель страны будущего, в которой будут заложены механизмы безопасности и экономической эффективности, социальной справедливости, открытости власти и ее ответственности перед народом.
Именно поэтому повестка собрания должна носить внятный, функционально ориентированный правовой характер, четко сформулированные положения и, что немаловажно, постановляющую часть, включающую в себя персонифицированные задачи и сроки выполнения. Времени на раскачку нет.

Нацеленность на диалог

Разворачивающаяся дискуссия вокруг повестки не должна размываться до второстепенных и технических вопросов. В основе постановки задач и их решений — государственно-исторический подход. Всех нас интересует не просто образ будущего, а конкретный план развития экономики, повышения уровня благосостояния, социальной защиты и меры ответственности перед страной. Поэтому, на мой взгляд, лейтмотивом может стать тема «За единую, мирную и безопасную Беларусь!». Исходя из складывающейся ситуации в мире и в нашей стране, возможно на повестку дня вынести следующие блоки вопросов.

1. Государственное строительство. Здесь необходимо рассмотреть такие пункты, как: а) модернизация Конституции; б) устойчивость системы государственного управления; г) государственная кадровая политика; д) идеология.

2. Система безопасности, включающая такие сферы, как информационную, технологическую, научную, экономическую, энергетическую безопасность.

3. Социально-экономический блок: сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность в АПК, машиностроение, энергетика. В данном контексте важными вопросами будут банковская, финансовая сферы, пенсионная и страховая системы, сохранение трудовых ресурсов.

4. Научно-образовательная сфера требует пристального внимания со стороны государства в ближайшее время — цифровизация экономики, искусственный интеллект, прорывные технологии. Сложно в этой связи переоценить роль НАН Беларуси, которая за последнее время практически по всем научным направлениям в области высоких технологий открыла двери будущего и стала мировым флагманом в сфере инновационной парадигмы общественного развития. Система образования всегда была чувствительной темой в формировании подрастающего поколения, владеющего как традиционными, так и новыми знаниями. Аттестация научных кадров требует пристального внимания. Мировые требования, исключающие субъективно-личностный характер к исследованиям, непременно должны привести к изменению в подходах оценки научного потенциала ВАК Беларуси.

Акцентированное внимание объективно должно быть уделено проблеме распространения COVID-19, борьбы с ним и вопросам минимизации последствий во всех сферах жизнедеятельности страны.

Понятно, что Александру Лукашенко, масштаб исторической личности которого неоспорим, предстоит, проконсультировавшись с делегатами от трудовых коллективов, выбрать единственный, но нелегкий путь для Беларуси. Более того, убежден, что и граждане обязаны настроиться на конструктивный диалог и для себя определить перспективные конституционные возможности в рамках существующего социально-экономического и политического потенциала страны. 
Инициатива Главы государства относительно полномочий делегатов ВНС на 5 лет расширяет возможности в рамках их функций по реализации гражданских прав и решению насущных людских проблем на местах. Этот механизм открывает уникальную возможность в мировой практике формировать реальное, а не теоретическое гражданское общество.
Убежден, что модернизация VI Всебелорусского народного собрания станет историческим этапом в государственном строительстве Беларуси, поставит жесткий заслон политическим авантюрам Запада и повысит ответственность граждан перед страной. VI Всебелорусское народное собрание и его решения должны стать модернизированной моделью конституционной жизнеспособности страны, новой философией качества жизни человека и государства.

Николай ЩЁКИН, заведующий отделом социологии госуправления Института социологии НАН, кандидат философских наук, доцент.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter