Почему многие специалисты в АПК Могилевской области совсем не рады возможности получать зарплату вдвое, а то и втрое выше прежней

Новая команда наткнулась на старую психологию

По-крестьянски прицениваются и анализируют плюсы и минусы сельхозпредприятия Могилевской области. Они постепенно включаются в новый режим оплаты труда, рекомендованный облисполкомом. Процесс этот демократический, рекомендации никому не насаждаются, они необязательны к исполнению. На деле же эта тихая революция не на шутку всколыхнула самые глубинные проблемы села. А более внимательный анализ ситуации позволяет делать совершенно неожиданные выводы.



Первым делом выясняется, что многие специалисты совсем не рады возможности получать зарплату вдвое выше прежней. Это выясняется из кулуарных, понятно, анонимных разговоров. За немой сценой после этого парадоксального суждения такой же немой вопрос: почему? Да потому, что эту зарплату надо будет отрабатывать и отвечать за результат! Получая копейки, можно не следить за скотом, который гибнет от бесхозяйственности, не требовать от доярок соблюдения санитарных и технологических норм, доить молоко первым сортом и сеять пшеницу по поверхности почвы. Попросту говоря, не отвечать ни за свою работу и профессию, ни за свою жизнь, а расписаться в собст­венной беспомощности.

С таких откровений началось исследование новой зарплатной темы в АПК Могилевщины. Пока она в ожидании серьезной беседы с экономистами о деталях новой системы пошла «в народ». 

Похоже, в самое больное место попала эта «таблетка с зарплатой», заскорузлую болячку раскопала. И слабое звено здесь отнюдь не доярки и механизаторы, а специалисты среднего звена. Ведь, чтобы доярки научились доить молоко сортом экстра, их надо взять за руку в доильном зале и десятки раз пройти вместе с ними каждую операцию. Механизаторы без грамотного и заинтересованного агронома не научатся выдерживать график своевременных подкормок и обработок культур. 

Говорить из года в год «дайте нам хорошую зарплату — будем работать» гораздо проще. Когда же реально на тарелочке преподнесли детально разработанную программу для ее повышения, многие берут этот пакет документов дрожащими руками. И дрожащими не от радости, а от страха…

В этой осторожности есть элемент недоверия — и к власти, и к себе. И от недостатка профессионализма, и от низкого уровня подготовки, и от осознания реальных объемов работы и ответственности.

Зарплата — это та «наживка», на которую могут прийти толковые образованные управленцы, экономисты, зоотехники, ветеринары. Бестолковые же вряд ли смогут ее проглотить, они вынуждены будут уступить место тем, кто хочет и умеет зарабатывать. Пусть это произойдет не сегодня. Прежде чем «зарплатная таблетка» даст запланированный эффект, надо вылечить больной скот, признать главенство технологии и назубок эти технологии изучить, признать профессиональным позором гибель новорожденных телят… Но уже есть надежда, что на земле захотят работать уважающие себя, свое происхождение и свои семьи люди.

Именно здесь должен разомкнуться порочный круг. Пока его «вручную» неимоверными усилиями пытаются разорвать люди новой команды руководства облисполкома. Но им одним его не удержать. Если сельчане не «проснутся» и не подадут руки навстречу, круг снова замкнется. И ответственность в виде зарплаты, которую так боятся брать многие и за дело, и за себя, им больше никто не поднесет на блюдечке.

garaninova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter