Новая колея

Президиум Совета Министров рассмотрел перспективы развития автопрома
Президиум Совета Министров рассмотрел перспективы развития автопрома

Они, как оказалось, ясны не до конца. Впрочем, такое впечатление сложилось не сразу. Министр промышленности Анатолий Русецкий презентовал «Проект программы развития автомобильной отрасли Беларуси на 2007 — 2010 годы» уверенно. Из доклада следовали конкретные ответы на простые вопросы: «Сколько автомобильной техники будет производиться в стране?» (не менее 50 тысяч штук в год, при этом выпуск грузовиков увеличится до 31.000, иранских легковых автомобилей — до 20.000, автобусов — до 3.400, автокранов — до 1.000), «Какие объемы финансирования потребуются?» (программа оценена в 917 миллиардов рублей; источники — собственные средства МАЗа, Минского завода колесных тягачей, завода «Юнисон» и других предприятий, кредиты банков, деньги инновационных фондов и бюджета).

Подробно Анатолий Русецкий остановился на вопросе, который можно сформулировать так: «В чем принципиальные отличия моделей, которые планируется поставить на конвейер, от прежних?» Министр с энтузиазмом объяснял, демонстрируя на слайдах новые модификации кабин, мостов, осей, тормозных систем, двигателей, форсунок и т.д. Доклад в защиту проекта, таким образом, свернул в сторону узкопрофильных деталей. Премьер–министр Сергей Сидорский, к удовольствию многих сидящих в зале, остановил Анатолия Русецкого. Глава Правительства напомнил, что технические подробности — это не вопрос уровня Совета Министров. И, насколько я понял, замечание имело общий характер. Действительно, зачем инвестору (а Правительство в определенном смысле выступает инвестором отраслевых госпрограмм) «погружаться» в форсунки, цилиндропоршневые группы или системы полного привода? Речь не только о перспективах развития автопрома, но обо всех отраслевых программах — строительства, легпрома, АПК и т.д. Бизнес–план (а проект госпрограммы — это в широком смысле бизнес–план), если он составлен грамотно, должен прежде всего отвечать на вопросы: «Насколько конкурентная продукция получится на выходе?» и «Принесут ли затраты реальную прибыль?» Экономика Беларуси открыта, и производители должны конкурировать с европейскими, российскими, китайскими аналогами. Все эти соображения особенно актуальны еще и потому, что, как напомнил Сергей Сидорский, Президент потребовал от предприятий научиться выживать на рынке самостоятельно, без поддержки со стороны бюджета и фондов.

Маркетинговая часть бизнес–плана, которая была представлена, явно хромала. Можно сказать, она вообще отсутствовала. По крайней мере, вопросы, касающиеся состояния и перспектив глобального рынка автомобильной техники, анализа конкурентных преимуществ белорусских и импортных машин, прогнозного уровня продаж и прибылей, не получили ясных ответов. Очевидно, что одни лишь показатели производства теряют свою актуальность.

Экономика переходит на новую колею.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter