О фильме Гая Ричи "Меч короля Артура"

Новая форма древней легенды

Кто хоть раз в жизни каким–то краем прикоснулся к давней кельтской легенде о короле Артуре, тот уже никогда не сможет забыть ее. История о доблестном и мудром правителе славного королевства Камелот, его храбрых и преданных рыцарях, восседавших за знаменитым круглым столом, их отважной борьбе против врагов и всяческого зла до сих пор будоражит умы. О жизни потрясающе красивых героев древнего эпоса, отстаивающих честь, справедливость, независимость, — Артуре, великом маге Мерлине, королеве Гвиневре, рыцаре Ланселоте, морской фее, подарившей волшебный меч Экскалибур, создано немало рыцарских романов, картин, знаменитых гравюр, как, например, у Обри Бердсли. До сих пор самыми крупными компаниями снимаются телесериалы, мультфильмы, создаются компьютерные игры, боевики, приключения, мелодрамы и фэнтези. В этом деле подвизались и такие великие киномира сего, как Эрик Ромер и Робер Брессон. История так щедро нашпигована универсальными символами, мифологическими сюжетами, вечными образами, что она почти автоматически включает все наши психические механизмы, вовлекая нас в захватывающее путешествие не столько в вымышленный мир, сколько в свой собственный. Ведь отголоски этой истории идут из глубин нашего подсознательного, рождая тоску по первозданной простоте, охраняемой естественным законом.


Вот и известный английский режиссер Гай Ричи (к славе которого добавилось еще и то, что он был мужем Мадонны) в возрасте 6 лет посмотрел фильм Джона Бурмена «Экскалибур» и навсегда заболел легендой. Спустя несколько десятилетий он примкнул к бессчетному количеству авторов бессмертной артуромании, показав миру «Меч короля Артура». Надо сказать, что мир остался не в восторге от новой версии, снабдив премьерные показы изрядной долей язвительных и нелицеприятных рецензий. Однако так называемый массовый зритель, не всегда зная тонкости кельтско–английской классики, валом идет на фэнтезийно–приключенческий боевик, восхищаясь приемами британского Тарантино.

Гаю Ричи, которому в кино удалось открыть Британию со стороны окраин и шумных пабов, удалось и артуровский цикл показать не так, как к этому привыкли. Режиссер изначально хотел сделать свой фильм шумным, веселым и озорным. Весь сюжет нарядили в молодежные модные одежды и заставили хулиганить под заводной бит. У ироничного рок–н–ролльщика это получилось. Его Артур (Чарли Ханнэм) детство провел в злачном борделе, не догадываясь о своей родословной и о своем предназначении, будущий король Камелота больше похож на разудалого гопника со товарищи. А весь фильм напоминает клиповый аттракцион с бесконечными флешбэками, которые помогают быстро перебрасываться из настоящего в прошлое или будущее. Правда, как сказал исполнитель роли Артура, его персонаж не такой уже бахвалистый малый. «В глубине души он надломлен и травмирован, как большинство из нас». Значит, гопник с израненной душой. К тому же эффектно и впечатляюще выглядят бесконечные рапиды, стоп–кадры, вертикальные съемки зловещего пространства, в котором правит тиран Вортигерн — родной дядя Артура, убивший его родителей и силой завладевший короной. Впрочем, это и есть привычные фишки знаменитого ниспровергателя традиций.

За кадром осталось очень многое: и драма королевы Гвиневры, и метания Ланселота, и загадки Мэрлина, и поиски чаши Грааля, и многое из того, что могло бы откликнуться в нас. Быть может, артуровская сага Гая Ричи только начинается.

lpsm3163@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter