Новая эра Николая Блохина

Сотовой связью Николай Григорьевич пользуется только в полевых условиях и в исключительных случаях. Беспокоят его в основном специалисты да руководство. «Если каждый из 450 работающих на предприятии хотя бы раз в день позвонит, то работать будет некогда», — улыбается Блохин. Сам тоже без нужды людей не дергает.

Директор учхоза БГСХА убежден: все познается в сравнении, в том числе и показатели интенсивности использования земли

Сотовой связью Николай Григорьевич пользуется только в полевых условиях и в исключительных случаях. Беспокоят его в основном специалисты да руководство. «Если каждый из 450 работающих на предприятии хотя бы раз в день позвонит, то работать будет некогда», — улыбается Блохин. Сам тоже без нужды людей не дергает.

А если пересчитать на 100 гектаров?

Компьютером кабинет директора «не укомплектован». Зато нужные данные он за секунду может извлечь из своей записной книжки.

Как, впрочем, и из «гроссбуха», который лежит в шкафчике. В нем аккуратно разлинеены страницы с мелкими столбиками цифр.

— Завел его в 1985 году, когда возглавил племсовхоз имени Чкалова. В журнале хранится вся основная информация за последние двадцать пять лет: эти «файлы» не стираются, не теряются, зато сразу дают представление о поголовье, продуктивности районного стада, работе других отраслей хозяйства в разные годы. 25 лет назад, например, от каждой буренки за 5 первых месяцев года надоили по 1221 литру молока, а на 1 июня в нынешнем сезоне — 2834.

Только простая констатация количества надоев, по мнению Николая Григорьевича, мало о чем говорит.

— В советское время надои в сводках шли лишь в третьей строчке. А в первой был самый главный показатель: сколько производится в расчете на сто гектаров сельхозугодий. Для наглядности директор протянул стопку пожелтевших газетных вырезок с итогами работы сельхозпредприятий Горецкого района. Первая, разумеется, датирована тем же 1985 годом.

— Не все старое было так плохо: этот показатель давал возможность сравнить работу хозяйств, представить интенсивность использования земли. Скажем, в районе средний удой от коровы составляет 5800 килограммов, а по нашему хозяйству — почти 7000. Разница немалая. Но если взять в расчете на сто гектаров, то в учхозе продуктивность получается выше в 2 раза, а по сравнению с областью — и того больше! Кстати, в учхозе рентабельность молочной отрасли доходила до 90 процентов.

По закону сегодняшнего дня

То, что молоко для Беларуси — один из главных источников дохода, а значит, и благополучной жизни, Николай Григорьевич усвоил еще в конце 80-х годов. Будучи агрономом по специальности, вот уже третий десяток лет совершенствует свои знания в области технологии молочного производства. Начинал, разумеется, с наращивания поголовья крупного рогатого скота.

Учхоз стал в республике одним из пионеров перехода на беспривязное содержание коров. «Помню, в 1997 году были на семинаре в Брестской области, нам показывали ферму с молокопроводом. Тогдашний губернатор Могилевской области Александр Куличков спросил: «Ну и как тебе?» А я ответил: «Хороший вчерашний день». Он в ответ: «Что надо сделать, чтобы день был сегодняшним?» Я и высказал свою точку зрения: «К этому молочному блоку построить доильный зал. Чтобы не доярка к корове шла, а корова к доярке. Тогда можно говорить о реальной производительности».

Спустя год в учхозе построили доильный зал на 400 коров с самым современным оборудованием. Причем за собственные деньги: одалживать директор не любит, и практически во всех проектах предприятие само себя инвестирует.

— Благодаря новым технологиям у нас одна доярка четверых заменила. Но самое главное: качество продукта стало выше, — отметил Николай Блохин.

К 2003 году в хозяйстве насчитывалось уже 3 фермы, а 98 процентов молока классифицировалось экстра-классом!

Сорт — «европейский»!

В ответ на законные сомнения, можно ли было семь лет назад маркировать таким сортом едва ли не всю продукцию, тогда как для многих и сегодня такой показатель еще недосягаемая планка, Блохин хитро улыбается и достает еще один документ:

— В ходе объединений я «выторговал» в Минсельхозпроде для себя существенное преимущество — свободную реализацию молока.

Получив «отмашку», директор со своей командой стал думать-гадать: как жить хозяйству дальше? Сначала хотели свою сыродельню ставить, технологию грузинского сыра «сулугуни» осваивать. Потом посчитали, и от проекта отступили: своих денег не было, а кредиты брать не хотелось. Решили сделать ставку на экспорт, вышли на службу маркетинга французской компании «Данон».

— Там сделали анализ и сказали: суперпродукт! Жирность 4,2 процента, белок тоже в норме. Надо только поработать с антибиотиками и соматическими клетками. Рекомендации выполнили и стали отгружать товар на Москву: ежедневно туда отправляли 20 тонн, — вспоминает Николай Григорьевич. — По параметрам наша продукция как раз и маркировалась сортом «экстра». Только назывался он по-другому: «европейский». Выше не бывает!

Так и возили до 2008 года, пока не начались «молочные войны»... Сейчас учхоз поставляет молоко на ОАО «Бабушкина крынка». Большинство продукции по-прежнему идет экстра-классом.

Западный опыт надо перенимать с умом

Чтобы приумножать свой главный источник дохода, надо постоянно обновлять стадо. Учхоз закупал нетелей в Германии, Голландии, Венгрии, России. Об этом — отдельная страница в знаменитом «гроссбухе».

— Новая эра началась в 1993 году, когда из племсовхоза «Петровский» Ленинградской области завезли 59 нетелей. По первой лактации коровы стали давать 5700 литров молока, по второй — более 7000 литров, — перелистывает страницы директор. — Есть раскладка и по каждой корове в отдельности.

Чтобы улучшить селекцию, за быками в подмосковный Подольск ездили.

— С одной стороны, — признался Николай Григорьевич, — я мог бы по развитию молочной отрасли кандидатскую защитить. С другой — это стало бы своего рода обманом: ведь нового ничего не изобрел, просто с умом применил чужие разработки, в результате чего получен неплохой результат.

А еще, считает Блохин, очень важно иметь хорошую команду. Ведь в одиночку, как ни крутись, масштабных проектов не реализовать.

В ближайших планах учхоза — строительство новой суперсовременной фермы. Разумеется, своими силами.

— Мы, конечно, реконструируем и старые, но срок их действия все равно ограничен — до 50 лет. Так что если построим эту, она еще полсотни лет прослужит — считай, для двух поколений, — поделился задумкой Блохин.— А будет хорошее производство, будет и заработок, немаловажный фактор, особенно для молодежи. История учхоза, между прочим, насчитывает уже 165 лет! За это время были разные периоды — и войны, и революции. Но всегда хозяйство возрождалось заново. Иначе и быть не могло: ведь земля — наша главная кормилица. Надо только руки приложить.

Светлана МАРКОВА, «БН»

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter