Новации в законе

Ежегодно в области образования проводятся десятки экспериментов: по апробации и внедрению новых программ, технологий обучения, продолжительности сроков учебы, новых способов оценки знаний и т.
Ежегодно в области образования проводятся десятки экспериментов: по апробации и внедрению новых программ, технологий обучения, продолжительности сроков учебы, новых способов оценки знаний и т.д. Опасение вызывает не столько сам факт их проведения, сколько предрешенность результатов. Педагоги и родители начинают привыкать к тому, что если сегодня в школе объявлен эксперимент, то через год-два это апробируемое новшество будет в приказном порядке введено во всей республике, независимо от его результатов.

Так, например, с целью разгрузки учеников начато обучение с 6 лет при одновременном продлении срока учебы до 12 лет. Может ли сейчас кто-либо сказать, как это нововведение отразится на физическом состоянии будущих выпускников? Между тем под предлогом обеспечения равных стартовых возможностей перед поступлением в школу предпринимаются попытки начать обучение с пяти лет! Утверждена целевая программа реализации Концепции дошкольного образования Республики Беларусь, предполагающая полный охват детей 5-летнего возраста дошкольным образованием. Идет работа над созданием пособий для пятилеток. Врачи же бьют тревогу, утверждая, что здоровье детей будет подорвано. Не правильнее ли в этой ситуации было бы ежегодно проводить анализ состояния здоровья детей, начавших учебу в 6 лет и, ничего не утаивая, знакомить с его результатами широкую общественность, а если наметится тенденция к ухудшению здоровья, свернуть эксперимент и компенсировать ущерб, нанесенный детям?

Вводится новая система оценки знаний. Пропагандируемая 10-балльная шкала позволяет лучше фиксировать различия в знаниях учеников. Это отмечают все участники эксперимента по ее применению. Конечно, фиксация различий в знаниях необходима, но, согласитесь, она не способствует повышению самого уровня знаний. К тому же, когда в классе 25 - 30 учеников, 10 баллов явно недостаточно для установления рейтинга ученика в классе, а тем более в параллели. Несмотря на эти "но", одной из основных задач на 2002 год в области общего среднего образования является внедрение 10-балльной системы оценки знаний, умений, навыков.

Под большим вопросом целесообразность скоропалительного перевода школ на пятидневку, особенно без надлежащего научного и финансового обеспечения. По мнению чиновников от образования, еще один выходной даст возможность детям проводить больше времени с родителями, участвовать в общесемейных делах. Да, в крупных городах это нововведение имеет шансы на успех. Но то, что хорошо для города, для деревни порой бесполезно и даже вредно. Любой учитель, работающий на селе или в небольшом райцентре, подтвердит, что уже в мае удержать детей в школе весьма проблематично и эффективность занятий в это время стремительно приближается к нулю. Начинаются сельхозработы, в которых дети принимают самое непосредственное участие. Аналогичные проблемы возникают и в начале сентября, когда идет уборка урожая. Именно в это время дети реально приобщаются к труду, помогают своим семьям. И лично я сильно сомневаюсь, что они станут чаще отдыхать с родителями по субботам, ведь на селе свободных суббот не бывает, за исключением разве что религиозных праздников. На мой взгляд, для этой категории детей введение пятидневки и вызванное ею продление учебного года таят серьезную опасность. И, наконец, открытым остается вопрос о продолжительности оздоровления школьников в летнее время. Результаты эксперимента, проводимого в Брестской области, еще неизвестны, но тем не менее уже установлена конкретная дата перехода всех школ на пятидневную рабочую неделю - 1 сентября 2002 года. Удивляет желание руководителей образовательных учреждений во что бы то ни стало угодить, приспособиться к требованиям вышестоящих органов, причем не для пользы дела, а похвалы ради...

Станет ли результатом этих косметических изменений повышение качества знаний и снижение нагрузки на детей? Лично я убежден, что и то, и другое возможно только в случае пересмотра количества предметов, уменьшения объема учебного материала. Конечно, это требует кропотливой, вдумчивой, внешне незаметной работы. Не потому ли господа "реформаторы" столь неохотно идут по этому пути, предпочитая показные изменения, не требующие больших усилий? Но почему по всей республике, независимо от реалий каждой области, района, города, деревни, школы должны внедрять то, что проверено в "тепличных" условиях конкретного учебного заведения? Хорошо, если от нововведений детям будет польза. А если нет? Если станет еще хуже? Что тогда? Речь не о том, что кто-то должен понести наказание, а о том, как оградить ребенка от безудержных экспериментов. Вспомните, как некоторое время назад в начальной школе поголовно перешли к преподаванию на белорусском языке, а уже через 3 - 5 лет - также поголовно! - вернулись к обучению на русском, искалечив тем самым языковую грамотность детей.

На мой взгляд, пора навести порядок с экспериментами в сфере образования. Депутаты Комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, работая над Законом "Об образовании в Республике Беларусь", включили в него ряд положений, выполнение которых позволит смягчить "экспериментальные проблемы". В частности, организация образовательного процесса, содержание образования, сроки и формы контроля за качеством усвоения учебных программ обучающимися, начало, окончание учебного года и продолжительность каникул в учреждениях образования регламентируются не только типовыми учебными планами и программами, но и учебными планами, учебными программами и программами воспитания, самостоятельно разрабатываемыми учреждениями образования. У родителей появилось право получать информацию обо всех видах обследования ребенка (медицинских, психологических, педагогических и др.), проводимых в учебных заведениях, а также требовать исключения из учебно-воспитательного процесса предметов, факультативов, курсов по выбору, кружков, секций и т.п. или отдельных тем, изучение которых негативно влияет на физическое и нравственное здоровье ребенка. Нам удалось исключить из внесенного проекта закона предложение об обязательной подготовке детей пятилетнего возраста по программам старшей ступени дошкольного образования в течение 9 месяцев и тем самым не только обезопасить ребенка от посягательств на его здоровье, но и сэкономить в республиканском бюджете 6,8 миллиарда рублей (в ценах 2000 года).

Конечно, это только первые шаги. Упорядочение экспериментальной деятельности в образовательной сфере необходимо, причем не только в части ограничений по внедрению научно необоснованных новшеств, но и в законодательной поддержке разумных идей. Уверен, что от этого выиграют все, и прежде всего наши дети.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter