Металлургия, машиностроение, строительная индустрия: разработки наших ученых нашли применение в промышленности

Ноу-хау: всё схвачено

Национальная академия наук приобретает функции научно-производственной корпорации. Практически в каждом институте создаются производства, чтобы ученые не только выполняли фундаментальные и прикладные исследования, но и внедряли свои разработки на отечественных предприятиях. Один из лидеров по созданию таких производств в Академии наук — Физико-технический институт. Его технологии и оборудование широко применяются на предприятиях машино-, приборостроения, строительной индустрии, при изготовлении продукции медицинского назначения. Они имеют большие перспективы использования в авиакосмической промышленности, ядерной энергетике, турбостроении и ряде других отраслей промышленности. Корреспондент «Р» узнала подробности.

С помощью современных технологий здесь получают высокопрочные соединения металлов, которые невозможно получить другими способами.

Все идеи хороши

Заходим в цех, где занимаются технологиями электронно-лучевой и лазерной обработки. С их помощью получают высокопрочные соединения металлов, которые невозможно получить другими способами. Сегодня в этих технологиях заинтересованы как крупные машиностроительные предприятия, так и частные компании. Как объяснил начальник отдела электронно-лучевых технологий и физики плазмы Игорь Поболь, такие методы позволяют повысить качество и надежность изделий, которые эксплуатируются при больших нагрузках и требуют высокой надежности. С помощью компьютерного моделирования, измерения погрешности результата сварки эти технологические решения в разы удешевляют производство.

— Мы обеспечиваем всю программу по сварке электронным лучом для МТЗ и других предприятий. Это детали типа шестерен, валов, корпусных и других изделий, при изготовлении которых практически отсутствуют термические деформации, — Игорь Поболь берет в руки одну из таких деталей и наглядно демонстрирует. — Видите, шов получается очень узкий, но глубокий. После сварки не требуется дополнительная механическая обработка изделия. Методом обычной сварки изготовить такие детали невозможно! С помощью технологии электронно-лучевой сварки мы предлагаем наладить производство шестигранных труб для длительного пристанционного хранения отработавшего ядерного топлива БелАЭС. Такого производства в России нет.

Игорь Поболь.

Среди прочих деталей, изготовленных методом электронно-лучевой сварки, замечаю изделие необычной формы. Это резонатор из меди для перспективных комплексов — ускорителей частиц. Он создан по заказу Объединенного института ядерных исследований в Дубне. На мировом рынке каждое такое изделие стоит сотни тысяч долларов. В ФТИ научились изготавливать их из меди и особо чистого ниобия.

На смену мощным прессам приходят лазеры. Высокотехнологичные и мощные. Перемещаемся на интересный участок с двумя лазерными комплексами. Один из них предназначен для резки деталей сложной формы. Оператор через пульт управления задает маршрут, и луч за считаные секунды вырезает элемент нужной конфигурации. Второй лазерный комплекс отвечает за сварку и наплавку металлических материалов. Лазер расплавляет кромки элементов, которые затем соединяются в одно целое.

Научно-производственный участок лазерных технологий НАН.

О 3D-печати полимерами в последние годы не говорил только ленивый. В Физико-техническом институте пошли дальше и освоили 3D-печать металлами. Игорь Поболь — об экономической выгоде такого решения:

— Большинство компаний в этом «металлическом» секторе занимаются выращиванием деталей из порошков, крайне дорогих материалов. Мы уникальны в этом плане, поскольку для печати используем гораздо более дешевый материал — проволоку. Стоимость порошка может достигать одной тысячи долларов за килограмм, а проволока в десятки и даже сотни раз дешевле.

Александр Бурин и Анастасия Предко демонстрируют резонаторы из меди и детали, выращенные на 3D-принтере с использованием электронно-лучевых технологий.

— Мы сотрудничаем как с промышленными гигантами —МАЗом, МТЗ, БЕЛАЗом, «Могилевлифтмашем», «Гомсельмашем», так и с небольшими предприятиями, и с ИП. Наработана широкая клиентская база, она постоянно пополняется. Отраслевую лабораторию электронно-лучевых и аддитивных технологий мы создали в 2017 году. Тогда общий объем выпущенной продукции составил 758 тысяч рублей, — озвучил цифры собеседник. — С тех пор мы каждый год наращиваем объем выпускаемой продукции. В 2021 году этот показатель превысил 1,2 миллиона рублей.

По полному циклу

В феврале в ФТИ НАН Беларуси министр экономики Александр Червяков ознакомился с научно-техническими разработками и обсудил их возможное использование в таких отраслях, как металлургия, машиностроение, строительная индустрия. Министру экономки предложили инновационные проекты в области внедрения современных промышленных технологий. В частности, речь шла о создании цифровой платформы поддержки зеленой технологии в промышленности, а также центра по оказанию услуг, разработке оборудования и новых технологий в области литья, упрочняющей и термической обработки.

Один из самых популярных методов обработки деталей — модифицирование поверхности путем нанесения на них упрочняющих покрытий. Прямо сейчас наблюдаем, как в специальной установке осаждается такое покрытие на инструмент, который широко используется в машиностроительной отрасли. Толщина упрочняющего слоя не превышает 5 микрометров. При этом он повышает стойкость инструмента в два — пять раз!

В основном упрочняют режущие инструменты, ведь именно они чаще всего выходят из строя из-за износа режущих кромок. Эти изделия довольно дорогие, поэтому, упрочнив их, предприятие сможет продлить срок их службы и, следовательно,

сэкономить средства на покупке новых. Упрочненные металлические инструменты используют в своей работе Минский завод шестерен, «Гродно Азот», 558-й Авиационный ремонтный завод, деревообрабатывающие предприятия.

В институте ведутся разработки по упрочнению поверхностей деталей самой широкой номенклатуры — размерами от нескольких сантиметров до трех метров и массой до нескольких тонн. Эти детали применяются повсеместно — от строительных инструментов до насосов, работающих в составе буровых скважин.

— Перед нами стоит задача не просто заниматься фундаментальными исследованиями, а создавать такие технологии, которые будут освоены промышленным сектором, — акцентировал внимание Игорь Поболь. — Здесь разрабатывается полный цикл — от научных исследований до конструирования оборудования и поставки его под ключ конкретному предприятию. Все оборудование изготовлено исключительно своими силами. Такое же оборудование используется на ведущих предприятиях Беларуси — БЕЛАЗе, МАЗе, «Гомсельмаше», «Могилевлифтмаше», МЗКТ. А также на крупных российских предприятиях, в том числе на «Атоммаше» в Волгодонске, где сделаны реакторы для БелАЭС.

Тем временем на производственном участке индукционного оборудования готовится к отгрузке новая установка для БЕЛАЗа. Это комплекс индукционного нагрева. Машиностроители используют его для закалки поверхностей тяжело нагруженных деталей для работы в сложных условиях.

На производственном участке индукционного оборудования готовится к отгрузке новая установка для БЕЛАЗа.

— С помощью такой установки можно повысить прочность, твердость и другие эксплуатационные характеристики деталей, — объясняет Иван Вегера, заведующий лабораторией технологий и оборудования индукционного нагрева. — Такая же установка в этом году была отгружена на филиал БЕЛАЗа — «Завод ПАК» в Орше. Она уже запущена и сдана в эксплуатацию. Это не первая установка, которую мы для них изготовили. На БЕЛАЗе работает целый ряд нашего оборудования. Некоторое уникально, например, установка для упрочнения крупноразмерных деталей.

Иван Вегера.

Области применения такого оборудования обширны — от кузнечных до термических и литейных производств. Ученые создали типовые технологии, которые адаптируют под нужды конкретного предприятия в зависимости от номенклатуры деталей заказчика. Делают это быстро и недорого по сравнению с зарубежными компаниями.

— Основные потребители нашей продукции — это крупнейшие предприятия отечественного машиностроения: МТЗ, «Могилевлифтмаш», «Бобруйскагромаш», «Гомсельмаш», «Автогидроусилитель», — перечисляет Иван Вегера. — Всю оснастку, все технологии разрабатываем под ключ с дальнейшим сопровождением нашего оборудования. Если номенклатура деталей предприятия со временем расширится, то не нужно изготавливать новую установку, мы модернизируем уже существующую, чтобы заводчане могли штамповать на ней детали новой конфигурации.

В институте не только изготавливают оборудование для сторонних заказчиков, но и создали производства для оказания услуг небольшим предприятиям, которые не могут себе позволить дорогостоящее оборудование. Более ста заказчиков из Беларуси и России с удовольствием пользуются такой опцией. Уникальные и мелкосерийные детали проектируются и изготавливаются прямо здесь. Ими комплектуют узлы и механизмы импортной техники в случае ее поломки. Таким образом, необходимость закупать импортную деталь отпадает.

Специалисты также могут разработать полный комплекс оборудования — от участка сварки деталей до участков обработки и сборки. Проектированием таких линий занимается конструкторский отдел. Специалисты в области электроники, в свою очередь, могут спроектировать нужные электронные схемы и все системы управления, адаптированные под конкретную технологию конкретного предприятия. Фактически заказчик получает полный комплекс услуг с последующей наладкой и доработкой.

gorbatenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter