Нотная грамотность

Любое воспитание, а тем более в такой тонкой сфере, как музыкальное образование, держится на примере...

Любое воспитание, а тем более в такой тонкой сфере, как музыкальное образование, держится на примере. Потому, когда я узнал, что знаменитый фортепианный дуэт Белорусской государственной филармонии Натальи Котовой и Валерия Боровикова отправляется с концертами в музыкальные школы Борисовского района, увязался следом. Как воспринимают высокое искусство в провинции? С какими проблемами сталкиваются педагоги на периферии? Нужны ли такие выезды?


Валерий Боровиков — бессменный участник дуэта с 1980 года. С Натальей они выступают уже 10 лет и не скрывают: сработались. За это время они играли не только на самых престижных фестивальных площадках Европы и СНГ, но и в залах, где и настоящий рояль порой недосягаемая роскошь.


— В музыкальной школе все зависит от руководителя, — высказывает свое мнение Валерий Боровиков, — когда есть инициатива с его стороны, когда глаза горят, то и в школе все в порядке.


— Да, иной раз приезжаешь в какой–нибудь населенный пункт на отшибе и совершенно не ожидаешь, что люди тут живут такой полной жизнью! — подключается к разговору Наталья. — Устраивают конкурсы, организуют коллективы, ездят за рубеж на фестивали и возвращаются с призами, в общем, педагоги умеют увлечь детей, работают целеустремленно, с огромной отдачей.


— А бывает, и школа вполне приличная, и с материальной базой все в порядке, но директор совершенно неинициативный, потому там ничего и не происходит, — подытоживает Боровиков.


В тот день у дуэта было запланировано два выступления: в районном агрогородке Лошница и в самом Борисове. Наш визит пришелся на самую горячую, экзаменационную пору. Когда мы приехали в Лошницу, ученики младших классов уже томились в коридоре в ожидании оценок. Минские пианисты отправились в аудиторию разогревать руки. Самое время было задать вопросы директору Лошницкой школы искусств Наталье Комель.


— Наталья Валерьевна, слышал, что износ музыкальных инструментов в школах сегодня составляет 70%. А как у вас?


— У нас даже больше. Стараемся разумно распределять тот мизер, который есть. Другого выхода нет. Ведь на сегодняшний день кларнет, с которым ребенку не стыдно было бы выйти на конкурсную сцену, стоит 4 — 5 миллионов. Это большая сумма. Тем не менее стараемся не отставать от других школ. У нас есть успехи и на республиканских, и на международных конкурсах. В прошлом году 7 человек, наши выпускники, поступили в Молодечненское и Минское музыкальные училища, в Белорусский государственный университет культуры и искусств. Для сельской школы это неплохой результат. Имеем 5 филиалов в близлежащих деревнях Неманица, Новосады, Метча, Черневичи, Приямино, куда приезжают педагоги из Борисова. Добираются на работу на электричке или автобусами. А что делать, нужно поднимать культуру и на периферии. Расписание занятий плотное. У инструменталистов ведь должно быть хотя бы два часа специальности плюс сольфеджио, музыкальная литература.


— И сколько там учащихся?


— В общей сложности в 5 филиалах занимаются около 100 человек. Это много, конечно. Дети ходят с удовольствием, и родители довольны, что досуг ребят организован, да и в дальнейшем музыкальные навыки пригодятся.


...Небольшой зал Лошницкой школы искусств заполнялся юными зрителями. Кто–то был доволен экзаменационными оценками, кто–то не очень... Педагоги обсуждали текущие планы. Но наконец на небольшой сцене появились пианисты.


В Лошнице дуэт Котовой и Боровикова не только дал концерт, исполнив произведения Рахманинова, Равеля и современного композитора Вадима Бибергана, но и устроил небольшую лекцию, попутно рассказывая эпизоды из истории музыки, судьбы того или иного композитора. Думаю, подобные выездные выступления несут еще и немалую просветительскую функцию. Когда еще услышишь вдумчивый рассказ от серьезного музыканта? А потом были аплодисменты и цветы...


А буквально через полчаса наша бодрая «Газель» затормозила у Борисовской музыкальной школы, которая в 2011 году отметит свое 60–летие. И снова все по отработанной профессиональной схеме.


Заместитель директора по учебно–воспитательной работе Алла Якубенко уверена, что сегодня музыкальные школы пожинают плоды одного вполне правильного с точки зрения бизнеса решения:


— Единственная в Беларуси фабрика, на которой изготавливали пианино и цимбалы, работавшая в нашем городе, была закрыта. Об этой проблеме знают все, ее закрыли как нерентабельную. И если фортепиано наши выпускники могут передарить или продать ученикам, то с цимбалами уже проблемы. Их нет. Потому что это не такой выносливый инструмент, как пианино. И сейчас это проблема номер 1. У нас в школе 50 учащихся по классу цимбал. И у некоторых детей инструмента нет. Что от них можно требовать? Что они могут сыграть? На чем? Это расхолаживает и педагогов. Все идет по цепочке.


— Как выходите из положения?


— Вынуждена время от времени деньги, предназначенные на премии педагогам, тратить на ремонт цимбал у местных мастеров. И можно предположить, что когда–нибудь кто–то из учителей вдруг спросит, почему так происходит. Второй большой проблемой я считаю потребительское отношение родителей. К сожалению, многие из них совершенно не хотят заниматься своими детьми. Отдали ребенка в музыкальную школу — и все, даже не интересуются успехами. «В чем дело? — удивляются. — Работайте. Вы за это зарплату получаете. Вот и занимайтесь».


— А интерес к школе у детей не пропал?


— Нет. У нас 670 учащихся. Они и ленятся, и балуются, и трудятся... В общем, дети как дети.


Мы поспешили с Аллой Афанасьевной в концертный зал, где уже собрались зрители разных возрастов. На этот раз Котова и Боровиков преподнесли сюрприз: сыграли джазовую программу. Может быть, не все ее нюансы были понятны самым маленьким ученикам Борисовской ДМШ, но, безусловно, зерно вкуса такой концерт способен заронить в их души.


«Музыке надо учить, — вспомнились мне слова Валерия Боровикова, которые он произнес перед началом нашего путешествия. — Ведь пока котенка не ткнешь в блюдце, он и не узнает, что такое молоко».


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter