Нотная грамота... охоты

Когда-то Николай Шевчук долго думал, где ему учиться после армии: на спортфаке или в музыкальном вузе.
Когда-то Николай Шевчук долго думал, где ему учиться после армии: на спортфаке или в музыкальном вузе. Экзамены на спортфак проводились раньше, он их сдал, отучился и стал профессиональным тренером по борьбе. Но и о музыке не забыл. После 20 лет спортивной карьеры Шевчук устроился преподавателем по классу трубы в Дрогичинскую школу искусств. А несколько лет назад создал ансамбль с мудреным названием "Интрада Плюс" и теперь учит местных мальчишек играть на... охотничьем рожке. Получилось так, что сегодня это единственный в Беларуси коллектив, возрождающий забытые традиции игры на уникальном духовом инструменте.

- Когда в 1999 году нашу школу искусств пригласили в Могилев представлять Брестскую область на Первом национальном празднике охоты и рыболовства, за месяц пришлось освоить охотничьи мелодии-сигналы. На второй фестиваль в Раубичи поехал уже с мальчишками. Они тогда играли, правда, на пионерских горнах, а я - на никелированной корабельной трубе, - с улыбкой вспоминает Николай Александрович.

С этих фестивалей дрогичинцы привез
ли охотничьи мелодии. А с Международного фестиваля охотничьей музыки и культуры, на котором вскоре побывали в польском городе Тухоля, - четыре настоящих охотничьих рожка и старинные (многим из них сотни лет) охотничьи сигналы.

- Рожку под силу только три ноты - "до", "ми", "соль", а какие волшебные бархатные звуки вылетают! - с восторгом рассказывает Николай Александрович. - "Лань" - это легкая, быстрая мелодия. "Лиса" - с хитрецой, с лукавством звучит рожок. Сигнал "Медведь" - раскатистый и мощный. "Приветствие", "Побудка", "Зов егеря", "Обед", "Сбор охотников" - обо всем на охоте можно разговаривать с помощью трех ноток.

Весной Шевчук планирует провести в Дрогичине большой фестиваль охотничьей музыки и культуры - "Палескае свята паляўнiчых". Эта необычная и непростая по исполнению затея вызревает в голове у музыканта-охотника уже три года.

- Проект поддержали районные власти, - радуется Николай Александрович. - Это будет настоящий праздник: с выставкой собак, трофеев, оружия, с ловлей рыбы, с охотничьей кухней и даже со стрельбой из... рогатки. Шесть коллективов, которые играют на рожках и знают охотничьи традиции, обещали приехать из Польши. Может, к тому времени в каждой из наших областей будут созданы такие ансамбли. По крайней мере, с Республиканским обществом охотников и рыболовов мы сейчас над этим работаем...

Само собой, Николай Александрович - сам заядлый охотник, ко всему, он возглавляет президиум районного общества охотников и рыболовов. Шевчук рассказал мне, что трофеи у него - зайцы да лисы, а на крупную дичь не охотится. Говорит, рука не поднимается. И с рожками на охоту он никогда не ходил. Это - особая церемония, распространенная в Европе, а у нас забытая и почти утраченная. Но такие охоты на территории современной Брестчины бывали в разные времена в Беловежской пуще. В XII веке тут охотился князь Владимир Мономах, потом литовские князья Трайден и Ягайло. В XV веке в пуще предавались роскошным увеселениям польские вельможи. Александр III построил в Беловеже роскошный дворец, который при Николае II стал охотничьей резиденцией. При последнем русском царе охоты стали проводиться регулярно и обставлялись с особым шиком...

У нынешней охоты свой колорит, но она по-прежнему одна из любимейших мужских забав. Шевчук считает, что Беларусь в охотничьем искусстве от соседних европейских стран отстала лет на 20, и пора уже возрождать некоторые охотничьи традиции. Пусть не в богатых на дичь лесах Дрогичинского района, а хотя бы на фестивале, который Николаю Александровичу хочется сделать традиционным.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter