Ностальгия в зеленых тонах

Однажды я собиралась ехать в Вильнюс, где с белорусскими рублями делать нечего. Обойдя обменные пункты Могилева, убедилась: желающих приобрести "баксы" много, а валюты в "обменниках" нет, зато есть многочасовые очереди, потому что каждый надеется, что хоть кто-то сдаст "сотку"-другую, и эти деньги выставят на продажу.
Однажды я собиралась ехать в Вильнюс, где с белорусскими рублями делать нечего. Обойдя обменные пункты Могилева, убедилась: желающих приобрести "баксы" много, а валюты в "обменниках" нет, зато есть многочасовые очереди, потому что каждый надеется, что хоть кто-то сдаст "сотку"-другую, и эти деньги выставят на продажу. На чудо не надеялась, посему, воровато озираясь по сторонам, подошла к высокому светловолосому парню в кожаной куртке (он топтался на крыльце центрального универмага) и поделилась проблемой. Тот, не поворачивая головы, сквозь зубы назвал курс обмена на "черном" рынке и спросил, сколько "зелени" мне надо. А через 5 минут около ближайшего киоска делец передал мне оговоренную сумму долларов и, не пересчитывая, забрал рубли из моей потной от страха ладошки. Обмен состоялся, валютчика словно ветром сдуло. А я, обрадовавшись, что сделка не привлекла внимания милиции, помчалась в другую сторону. Лишь дома пересчитала доллары: оказалось, все без обмана.

...Этот кошмар происходил лет 6 - 7 назад. Сегодня мне, как и большинству могилевчан, и в голову не придет пользоваться услугами валютчиков: обменные пункты на каждом шагу, очереди небольшие, а доллары и евро есть всегда.

Вроде необходимость в валютчиках отпала, но почему-то в Могилеве их по-прежнему можно увидеть около крупных магазинов, обменных пунктов, на авторынке, около химчистки по улице Островского. Правда, число "менял" резко поубавилось, а их доходы стали скромнее. Если несколько лет назад ежедневная прибыль каждого составляла "баксов" 50 в день, сейчас - максимум "десятку". После того как доходы упали, к работе с валютой допустили несколько молодых могилевчанок, а до того обменом занимались исключительно мужики.

Итак, их нынешний заработок меньше, чем у среднестатистического рабочего, риск огромный. Что заставляет подпольных банкиров ежедневно - и в дождь, и в снег - часами стоять на улице, дожидаясь клиентов?

...Валерий давно занимается вполне легальным бизнесом, получает неплохие доходы, но обязательно хоть раз в неделю приходит потолкаться с бывшими коллегами у одного из крупных могилевских магазинов. Может, потому, что здесь прошла его молодость, а может, "профессия" "менялы" действительно притягивает: начал и уже не можешь остановиться?

- Сколько зарекался: это в последний раз, - сам себе удивляется Валерий. - Но проходит несколько дней и так вдруг потянет на прежнюю работу, что не передать словами.

С клиентами он больше не работает, разве что сам "скинет" друзьям немного валюты, но полностью порвать с прошлым не может. Считает, что притягивает экстрим.

Нынешние клиенты уличных "менял" в основном люди приезжие. Многие из них даже не знают, что нарушают закон.

Уроженка Быхова, давно живущая в Украине, приехала к отцу в райцентр и решила приодеть старика: купить ему брюки, зимнюю одежду. Белорусских рублей дама не имела, пошла с родителем на местный рынок, сдала 40 долларов валютчику, тут и подоспели сотрудники милиции. Нарушительница очень удивилась, узнав, что вся валюта подлежит конфискации, милиционерам даже жалко ее стало, но закон есть закон. К тому же "меняла" имел при себе разной валюты на 12 миллионов рублей и тоже вынужден был расстаться со всей суммой. На фоне этого краха собственная неприятность показалась женщине сущим пустяком.

Недавно при обмене денег в центральном универмаге Могилева был задержан еще один "финансист": у него нашли 1.100 долларов, 2.700 российских и 900.000 белорусских рублей.

А всего на Могилевщине в этом году валютчики "залетали" по-крупному (с суммами в 1.000 долларов и выше в эквиваленте) 26 раз, 11 из них - все в том же универмаге. Чем-то магазин понравился "менялам": здесь работает сразу несколько групп - и в здании, и на выходе, на крыльце.

...Про валютчиков по городу всегда ходило множество слухов. Говорили, что одного из первых в городе "менял" по кличке "Князь" несколько лет назад "завалили" конкуренты за то, что не пожелал работать на "синдикат". Рассказывали, что у этих дельцов всегда была мощная "крыша", что все они - дети весьма влиятельных родителей, и что какой-нибудь начальник заводского цеха сына или дочку на валюту "пристроить" не смог бы: не по рангу.

Еще слышала, что "меняла" - посменная служба и, не дай бог, задержаться у "обменника" или магазина хотя бы на минуту позже своего "дежурства", разборки со "сменщиками" неизбежны, что без напарника валютчик - не валютчик.

В управлении по борьбе с экономической преступностью УВД Могилевского облисполкома мифы развеяли: и Князя убили не конкуренты, а обычные уголовники, чтобы поживиться крупной суммой долларов; и родители "менял" занимают посты самые разные, к тому же никакого отношения к "трудоустройству" своих сыновей и дочерей не имеют. И работают валютчики как в паре, так и в одиночку. Просто вдвоем легче прятать деньги (один договаривается с клиентом, другой стоит в стороне с долларами и евро), ведь ответственность за незаконные валютные операции предусмотрена серьезная: попался на обмене - отдай всю имеющуюся при себе валюту да еще заплати штраф от 50 базовых величин и выше. Настойчиво приставал к прохожим с "деловыми предложениями" - опять же расстанешься со всей наличностью из кармана, а в придачу оштрафуют не меньше чем на 35 базовых величин. Для большинства нынешних "менял" штрафы эти неподъемны. Взятые с поличным, они умоляют заменить штрафные санкции "сутками", и сердобольные судьи идут навстречу, вынося решения об альтернативном наказании - административном аресте. И хотя, вернувшись с "суток", привыкшие красиво жить "менялы" клянутся и божатся, что в следующий раз уж лучше штраф заплатят (дескать, у арестантов и с куревом плохо, и с питанием, и режим не устраивает), "погорев" снова, всегда заводят прежние разговоры о своей бедности...

В этой среде не уважают "летунов". Начал работать на авторынке - там и стой, к универмагу не суйся: у тебя своя клиентура, у тамошних своя. А еще "менялы" очень заботятся о репутации. Если рядом с ними пробуют пристроиться любители "заворачивать" деньги и сбывать фальшивки, обходятся валютчики с мошенниками покруче, чем милиция.

Я попробовала разговорить нескольких "менял", порасспросить об их бизнесе, но те мрачно отшучивались:

- А вы из какого ведомства - конкурирующая фирма или компетентные органы?

"Валютчик в завязке" Витек был откровеннее. Рассказал, что в его времена пацаны сколачивали бригады из нескольких человек, работали "на один карман": кто-то принимал у клиента валюту, другой передавал ему сумму в рублях, третий следил за безопасностью, предупреждая об облавах. При таком распределении обязанностей попадались с поличным редко, а "отмазывались" просто: "долг другу отдал" или "одолжил деньги знакомому". Докажи, что не так!

Что касается "крыши", у кого-то она была, у кого-то нет, как повезет. А доходы у "менял", по словам "завязавшего", были в прежние времена просто баснословными, потому первые уличные валютчики цену себе знали: клиентов с мелочью не обслуживали, интересовались банкнотами, начиная с "полтинника". Те из них, кто имел в обороте крупные суммы, случалось, за сутки на автомобиль зарабатывали.

Сегодня крупный валютный бизнес не умер, а ушел в подполье: "менялы", успевшие "наработать клиентуру", сидят в своих квартирах на телефонах, помогают людям, не желающим "светить" доходы, перевести рубли в доллары и евро. И уличить их в этом весьма непросто.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter