Ностальгия

О том, как юбилейный концерт Дмитрия Смольского превратился в вечер памяти

Когда я в юности разъезжала по фольклорным экспедициям, меня потрясало, что народные певицы, прежде чем начать петь, доставали из шкафа приготовленное на смерть — платья, кофты, покрывала, белье. И только после того, как оно возвращалось в шкаф, начинались песни.

В ноябре 2016 года композитор народный артист Дмитрий Смольский встречался со студентами Минского музыкального колледжа. Улыбался, раздавал автографы. Расспрашивал меня, как я поживаю. Выслушивал вопросы. Отвечал. Чувствовалось, что он огромным усилием воли отгоняет от себя усталость, рисовавшую черные круги под его глазами.


Тогда он в первый раз проиграл нам свою «Ностальгию». Объяснил, что это тема его Первой симфонии, которую ему сейчас отчего–то захотелось повторить. Саму симфонию я не знаю. Она была сочинена в год моего рождения, записана на радио и канула в тот же сундук забвения, где хранится почти все творчество белорусских композиторов от времен Витовта до наших дней.

А «Ностальгия» оказалась красивой и печальной, как Oblivion Пьяццоллы. Она лилась из динамиков, и в такт с ней на экране проектора оживали старые фотографии, наводя на мысли о бренности бытия. Полгода спустя она недосказанно и странно прозвучала в филармоническом концерте...

И вот теперь, 17 октября, вечер памяти. А должен был быть юбилейный концерт. У меня в компьютере сохранилась афиша, которую срочно пришлось заменить, потому что 29 сентября Дмитрия Смольского не стало.

Юбилейный концерт готовился долго и тщательно. Еще в марте Дмитрий Брониславович ни с того ни с сего допытывался, хорошо ли сейчас играет Тимур Сергееня. Я отвечала: да–да, великолепно! Оказалось, композитор еще тогда задумал исполнение своего фортепианного концерта и хотел понять, кто это сделает лучше всего. И не ошибся — исполнение было идеальным.

Насчет Девятой симфонии, которая тоже исполнялась в концерте, особого выбора у него не было. Как он сам признавался, никто, кроме его сына Виктора, всемирно знаменитого рок–гитариста, не в состоянии сыграть головокружительно сложную партию электрогитары, которая солирует в этом произведении. Всего у Дмитрия Смольского 14 симфоний, но именно Девятая — самая знаменитая и самая дерзкая, объединяющая в себе симфонию и рок. Рок — музыкальный стиль и рок — судьбу. Рок и рокот электрогитары и чистый звук симфонического оркестра, которым весь этот вечер так проникновенно, так самоотверженно дирижировал народный артист Александр Анисимов.

И, конечно, «Ностальгия». Как теперь оказалось, приготовленная на смерть. Как, впрочем, и все остальное — бесконечно далекое от модной «позитивности» и наигранного оптимизма.

А в зале сидели его осиротевшие ученики (среди них и я). И старушки с палочками — его одноклассницы. И народный артист СССР Игорь Лученок — тоже одноклассник, они за одной партой сидели. И много–много людей, с которыми композитор Дмитрий Смольский при жизни не был знаком, и не факт, что они раньше знали его музыку.

Не было только самого автора, и это было удивительное чувство. У французского композитора Пьера Булеза есть пьеса «Молоток без хозяина». Молоток в этой пьесе живет своей жизнью. А у нас, если умирает композитор, то и музыка почти всегда уходит вместе с ним, и даже самые экзальтированные вечера памяти лишь бередят скорбь, но не оживляют мертвых партитур.

А тут наоборот. Лишившись творца, музыка на глазах изумленной публики наполнилась жизнью, заговорила, зашумела, и смысл ее открылся для каждого, кто хотел слушать. Музыка сердечная без сентиментальности, умная без умничания, дерзко похлопывающая по плечу то Чайковского, то Шопена, то Бетховена. Куда там авангард с его воображаемой отвагой! Тут отвага вполне реальная, преступающая все запреты: не трогай, не смей, не прикасайся, не думай даже сравниться с великими, а то получишь линейкой по пальцам. Он, ушедший, пока что дерзновеннее нас, живых. Но обещаю, дорогой Дмитрий Брониславович, мы будем вас достойны.

juliaandr@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Версия для печати
Христианка веры Евангельской (белоруска издалека) (((( автору

Да Дмитрий Смольский, безусловно, был человеком преданным своему любимому делу. Но вот только всем нам надо, когда-то уходить в мир иной, и я вот веру  в  то, что ему все-таки нашлось место в Божьих чертогах. Так как в человеке, живущим на земле есть душа и тело, ошибочно полагать, что духовный и физический миры строго разграничены для человека, это две стороны одной медали, которые присутствуют одновременно. Так вот, как утверждается  настоящие   музыканты находятся ближе Богу, чем многие другие из нас. Так пусть же упокоится с миром душа этого великолепного человека! Ну а мы же всегда будем вспоминать его с чувством светлой грусти, смешанной с тайной тоской! Аминь!!!

Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости