В Брестской области выставлено на продажу более сотни сельских магазинов

Ностальгическая сага о сельмаге

Лет 15 — 20 назад сельский магазин работал практически в каждой, даже небольшой деревне. Однако времена меняются. Нерентабельные торговые точки в населенных пунктах, где покупателей крайне мало, потребкооперации приходится закрывать. Без продуктов, конечно, сельчан не оставляют. На смену сельмагам приходят автолавки. Только в Брестской области 79 автомагазинов обслуживают почти две тысячи сельских населенных пунктов. А в этом году Брестский облпотребсоюз выделит еще около трех миллиардов на покупку новых шести машин. Однако передвижные магазины устраивают не всех сельских жителей. И причины тому разные.



В деревне Пруско Жабинковского района сельмаг закрылся несколько лет назад. На зарешеченных окнах — объявление о продаже с контактными телефонами. Покупатель, правда, сюда пока не спешит, а вот сельчанам уже давно приходится ездить за продуктами в соседнюю деревню или ждать автолавку. Молодежь, у которой есть свои авто, передвижной магазин часто обходит стороной. Например, молодая мама Светлана Канацуй предпочитает только стационарный прилавок:

— Выбор в автолавке небогат, да и товар там особо не рассмотришь. Хлеб до следующего приезда автомагазина может зачерстветь, а хочется свежего. Кроме того, в сельмаге были не только продукты, но и промтовары. Например, стиральный порошок или шампунь. Мы за покупками ездим в Яковчицы, что неподалеку от нашей деревни. Но что делать пенсионерам? Идти пешком?

Антон Жигман показывает дорогу, на которой после дождя автолавка утопает в грязи.

Пруско — деревня немаленькая. Протяженность ее более двух километров, живут здесь около 130 человек. После закрытия сельмага автолавка ездила один–два дня в неделю, сейчас навещает деревню по вторникам, четвергам и субботам. Староста Пруско, депутат Жабинковского сельсовета Антон Жигман долгое время тщетно бился с районными властями за то, чтобы магазин открыли вновь:

— Сколько же можно бить челом, мотать себе нервы? Хорошо хоть добился, что к нам пустили дополнительную автолавку от коммерческой торговой сети. И то просил власти об этом полтора года — райисполком не давал им лицензию. А ведь в так называемой «евролавке» выбор больше, чем в райповской. Да и по ценам есть разница.

Магазин в деревне Пруско закрыт уже несколько лет.

Сейчас у Антона Жигмана другая головная боль: улица Центральная, где останавливаются автомагазины. Несколько лет он обивает пороги кабинетов и обрывает телефоны руководителей разного ранга с просьбой отремонтировать небольшой участок дороги. После дождя здесь с трудом проходит даже автолавка, а покупатели вынуждены вокруг нее топтать грязь. Но и этот вопрос пока, увы, остается без ответа.

Основательно избив подвеску своей машины в Пруско, я направляюсь по другому адресу. В деревню Свищи Жабинковского района, где сельмаг тоже выставлен на продажу. Недовольства у местных жителей все те же. В магазине было все, что нужно для жизни, тогда как ассортимент автолавки скуден. Кроме того, ждать ее приходится несколько часов, отложив в сторону домашние хлопоты. Впрочем, сельчане со своей участью уже смирились. При закрытии им объяснили популярно: магазин нерентабелен.

У жителей деревни Фроловка Костюковичского района надежда только на автомагазин.

А вот жителям деревни Загорье Пружанского района в местном райпо назвали другую причину закрытия магазина: проблема с кадрами. Староста деревни Валентина Козуб говорит, что на их сельмаг замок повесили временно, но не работает он уже четыре года:

— Продавец собиралась в декретный отпуск. С жителями Загорья провели общее собрание, обещали закрыть магазин на месяц–два. Мол, найдем специалиста и откроем снова. Несколько раз в местной газете даже давали объявления о вакансии продавца. На этом все. Оборудование вывезли, склад для тары и топлива разрушили, здание выставили на продажу.

Валентине Козуб обещали, что магазин будет закрыт временно.

Сейчас в Загорье живут более 100 человек. Летом деревня пополняется дачниками. Забыл что–то купить в автолавке? Нет нужного товара? Добро пожаловать в ближайший магазин к соседям за три километра. Бывает, ассортимент автомагазина настолько скуден, что Валентине Козуб приходится конфликтовать с райпо:

— Иной раз то одного нет, то другого. Мне отвечают в автолавке: так нам дают товар. Я звоню в райпо, в следующий раз они приезжают с большим ассортиментом, но и с претензией: мол, зачем вы пожаловались. А иногда может попасться и просроченный товар...

Просрочка, кстати, стала катализатором целой торговой эпопеи уже в Березовском районе. Жителям деревни Горск долгое время пришлось отвоевывать свой магазин. И удалось. Сейчас прямо на въезде в деревню со старой трассы Брест — Минск стоит небольшой киоск. Открылся он в мае прошлого года, но стоило это местным больших трудов. А началось все в 2014 году, когда санитарные службы закрыли старый сельмаг, размещавшийся в довоенном здании бывшей деревенской школы. Горская пенсионерка Лидия Шуст и староста Надежда Шибун весьма эмоционально вспоминают дни, когда в деревню пустили автолавку:


Этот киоск заменил жителям Горска старый магазин.


— Там берешь кота в мешке. Особенно если автомагазин приезжает вечером. Мы стали замечать просроченный товар. То рыба, то крабовое масло... За многими вещами приходилось ехать в Березу на целый день, если нет машины. Звонили в район, в область... В итоге нам поставили мини–магазин, но мы и этим очень довольны.

Отстояли свой магазин и жители деревни Кошелево того же района, где продавец вышла на пенсию без преемника. Елена Луцкевич, председатель Сигневичского сельисполкома, в состав которого входит Кошелево, рассказала, что там живут люди в основном трудоспособные. Подстраиваться под график автолавки они не могли, поскольку в это время работали. Вот и требовали, чтобы сельмаг открылся снова.

А в деревне Шлях–Пуща, что неподалеку от Кошелево, отстаивать магазин было некому. Здесь живут в основном люди пожилые, бороться за себя не привыкшие. Пенсионер Антон Вышинский в автолавке даже находит позитив: машина может подъехать ближе к дому. В стационарный магазин с другого конца деревни идти не надо. Но купить там даже из продуктов питания можно только самое необходимое, а хотелось бы, например, свежего мяса.


В своей деревне пенсионер Антон Вышинский уже не купит мясо.


И еще один момент. В деревнях, где мне довелось побывать, местные жители говорили о социальной нагрузке сельмага. Часто за неимением клуба для них это единственная общественная точка, возле которой можно собраться, поделиться проблемами, обсудить свежие новости. У горожанина это уже, возможно, вызывает улыбку, но на селе так жили десятилетиями. Поэтому судьбу торговых объектов на селе вряд ли может определить лишь один голый прагматизм...

Замки и ключи


На сайте Брестского облпотребсоюза в разделе «Недвижимость к продаже» выставлено более 100 сельских магазинов по всей области, продававших когда–то товары повседневного спроса. Сразу 24 здания, к примеру, предлагает Кобринское райпо, 18 выставлено в Барановичском районе. Это без учета промтоварных магазинов, объектов общепита или промышленности.

Председатель правления Брестского облпотребсоюза Леонид Янкович объясняет, что эти здания не закрывались в одночасье, а продаются годами. Покупателя на них найти сложно, частник в малые населенные пункты не идет. Говорит Леонид Янкович и о причинах закрытия магазинов на селе:

— У каждого своя история. Но в основном закрываются они потому, что там уже некому в магазин ходить. А для того чтобы магазин работал, нужно платить продавцу зарплату. Оплата сдельная. Есть выручка — есть зарплата. А если в населенном пункте остается по 30 человек, а зимой и того меньше и они не ходят за покупками, то мы вынуждены магазин закрывать.

Начальник управления торговли и услуг Брестского облисполкома Валерий Мацкевич согласился с тем, что основная причина закрытия магазинов на селе — их нерентабельность. А еще он рассказал о процедуре, которая этому предшествует:

— Вопрос изучается, в этом участвуют и власти, потом обсуждается с местным населением на собрании. Людей ставят в известность. Бывают прецеденты, когда открываются закрытые ранее магазины.

Справка «СБ»

Магазины на селе, где живут менее 200 человек, закрывают, руководствуясь Инструкцией по оценке выполнения нормативов государственных социальных стандартов в области торговли, которую Минторг утвердил еще в 2008 году. А система государственных соцстандартов по обслуживанию населения, утвержденная в 2003 году Совмином, устанавливает, где должны быть магазины и куда отправляются передвижные торговые точки.

В населенных пунктах с населением от 200 человек и более должен работать хотя бы один сельмаг, торгующий смешанным ассортиментом товаров. А вот деревни и села до 200 жителей при отсутствии стационарных торговых объектов обслуживают автолавки, нестационарные точки или магазины ближайших селений.

Компетентно

Татьяна Лешкевич, пресс–секретарь Белкоопсоюза:

— Сегодня 70% торговой сети потребительской кооперации работает в сельской местности, в том числе более тысячи магазинов — в населенных пунктах с численностью жителей менее 100 человек. С учетом их низкого объема товарооборота и значительных затрат на содержание зданий и сооружений, зарплат продавцам, транспортных расходов по доставке товаров, содержания товарных запасов среднемесячный убыток от работы этих магазинов составляет от 5 до 7 миллионов рублей на один объект.

Пружаны. В торговом зале магазина.

Закрытие магазинов — это крайняя мера, которая осуществляется только после тщательного анализа их работы и дальнейших перспектив развития населенных пунктов. Как правило, закрываются магазины в деревнях с численностью населения менее 200 человек. Населенный пункт, в котором закрывается стационарный торговый объект, включается в график работы автомагазина, который 3 раза в неделю привозит жителям широкий ассортимент продуктов питания, а также товары повседневного спроса. При длительной протяженности населенного пункта осуществляется 2 — 3 остановки автомагазина.

Современные фургоны автомагазинов обеспечены полным набором холодильного и торгового оборудования, что позволяет предложить покупателю полный ассортимент продовольственных товаров и непродовольственные товары повседневного спроса. В автомагазине принимаются предварительные заказы на продажу товаров, не включенных в ассортиментный перечень. Во многих установлены платежные терминалы, за покупки можно расплачиваться банковской карточкой.

alexbresta@gmail.com

Фото автора.

Советская Белоруссия № 82 (24964). Вторник, 3 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter