В каждой жилищно-коммунальной организации минимум 1,5 млрд. рублей улетают в трубу

Нормативы ЖКХ безнадежно устарели

В каждой жилищно-коммунальной организации минимум 1,5 млрд. рублей улетают в трубу

В каждой среднестатистической жилищно–коммунальной организации по меньшей мере 1,5 миллиарда рублей улетают в трубу. Если умножить эту сумму на количество предприятий, то можно представить масштабы растрат. Таковы неутешительные итоги проверок отрасли Комитетом госконтроля.


— Вы не считаете деньги! Привыкли, что они будто с неба падают. Пора прекратить занимать потребительскую позицию. До тех пор, пока госконтроль будет находить факты о миллиардах неэффективно потраченных рублей, вы никогда не докажете необходимость увеличения финансирования отрасли, — упрекал Председатель Комитета госконтроля Александр Якобсон представителей исполкомов, и в первую очередь Минской и Гродненской областей, державших вчера ответ на очередном заседании рабочей группы по проблемам ЖКХ. В качестве последнего аргумента руководитель КГК зачитал цитаты из готовящегося проекта нормативного акта об ответственности кадров. Когда документ будет принят (а произойти это может очень скоро), озвученные на заседании факты будут однозначно расцениваться как дискредитирующие обстоятельства, угрожающие виновным должностным лицам увольнением с невозможностью трудоустройства впоследствии на руководящие должности.


Так в чем же провинились организации ЖКХ Минской и Гродненской областей? В общем–то болезненные вопросы уже так или иначе озвучивались на прежних заседаниях. Вчера их лишь конкретизировали. Например, Василий Герасимов, председатель КГК Гродненской области, уверен: отрасли надо срочно избавляться от перекрестного субсидирования. В противном случае производственные предприятия начнут массово строить свои скважины и котельные, отказываясь тем самым от централизованных услуг. Введение в эксплуатацию собственных скважин только «Лидсельмашем» и «Лидским пивом» привело к увеличению себестоимости услуг водоснабжения и водоотведения Лидского ЖКХ и бюджетных субсидий на 500 с лишним миллионов рублей. Далее. Штатная численность в организациях ЖКХ Гродненщины на 30 процентов ниже нормативной, а выработка на одного работника в среднем — более 200 процентов. И при таком дефиците и нагрузке кадров у начальника ЖКХ Октябрьского района Гродно имеется в штате должность инспектора по контролю за исполнением его поручений. Чем не красноречивое подтверждение того, что нормы и нормативы устарели и, как и структура управленческого персонала, давно нуждаются в пересмотре? И то, что люди трудятся на две ставки, не значит хорошо. Потому что весь комплекс предусмотренных по каждому дому работ реально не выполняется. Живой пример — жилищно–эксплуатационная организация в Волковыске, которая не убирала подъезды, не проводила положенные техосмотры оборудования, не чистила кровлю и так далее. Хотя делать все это должна по долгу службы.


Приписки на Мядельщине и вовсе попахивают уголовщиной. Выполняя программу энергосбережения, работники местного ЖКХ отчитались о замене теплотрасс с использованием предварительно изолированных труб. Однако при проведении инвентаризации госконтролеры обнаружили их излишки, заподозрили неладное, провели раскопки и выяснили: работы на 600 миллионов рублей были выполнены на бумаге, а в земле так и осталось лежать старье. И это при том, что теплопотери в некоторых организациях Минской области бьют рекорды — до 10 процентов выше норматива. С выполнением госпрограмм по энергоэффективности и вовлечению в оборот вторичных ресурсов в регионах тоже беда.


1 миллиард рублей потратило Узденское ЖКХ на закупку оборудования для котельной мощностью 3 мегаватта, строительство которой признано нецелесообразным. Потребителей такого количества тепла рядом нет. В Мядельском районе начали возводить станцию обезжелезивания, хотя содержание железа в подземных водах соответствует нормативам. А прессы, закупленные Мядельским ЖКХ для макулатуры (на 85 миллионов рублей) и полимеров (на 62 миллиона рублей), будут загружены соответственно 11 и 47 дней в году. Вторсырья нет.


Аналогичным образом, на бумаге, выполнила планы по заготовке стеклобоя Гродненщина, записав в активы 13 тысяч тонн технологических возвратных отходов Гродненского стеклозавода из 16 тысяч тонн, значившихся в плане–задании. С капремонтами тоже проблема. В Гродненской области были случаи, когда дополнительные работы, не предусмотренные первоначально проектом, составляли 50 процентов, акты ввода домов в эксплуатацию подписывались до того, как все работы завершены, а сами стройки порой длились в 5 раз дольше нормативных сроков. Механизм получения дотаций непрозрачен и фактически бесконтролен. Это и позволило Гродненской области, например, перерасходовать 90 миллиардов рублей на благоустройство в минувшем году, хотя на эти цели денег и так было выделено вдвое больше, чем предусматривалось по закону о бюджете.


Все факты и прозвучавшие на вчерашнем заседании предложения внесены в протокол и найдут отражение в готовящемся комплексном нормативном акте о работе ЖКХ. Сейчас, подчеркнул Александр Якобсон, идет шлифовка его норм, и мнения с мест особенно важны.


Советская Белоруссия №87 (24470). Вторник, 13 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter