Нормальный риск Андрея Карелина

Конфликт — двигатель любви. И драматургии
Конфликт — двигатель любви. И драматургии

Драматургический дебют Андрея Карелина состоялся в Республиканском театре белорусской драматургии спектаклем «Зона «Х». Позже на сцене Национального академического театра им. Я.Купалы была поставлена пьеса Карелина «Хочу быть хомячком». Благосклонно оценили творчество Андрея и во время фестиваля молодых драматургов Европы в Висбадене... А накануне закрытия сезона на Малой сцене Национального академического драмтеатра им. М.Горького состоялась премьера спектакля по его новой пьесе «Я верю в гороскопы». Для режиссера–постановщика Витаутаса Григалюнаса и актеров Андрея Душечкина, Беллы Масумян и Ивана Мацкевича творчество Карелина стало событием — это признают они сами. Полагаю, и зрители, попавшие на премьеру, почувствовали небанальность и свежесть авторского взгляда.

— Помню, Андрей, однажды вы заметили, что быть поставленным на сцене отечественного театра для молодого белорусского драматурга равносильно выигрышу квартиры по лотерейному билету...

— Увы, но белорусская драматургия, согласно данным Министерства культуры, занимает в репертуаре наших театров всего 25 процентов. Тем временем во Франции 3 из 5 спектаклей театры должны ставить по пьесам современных французских драматургов. У немцев вообще интерес к современной национальной драматургии так велик, что нет надобности регулировать ее коэффициент в театрах. А у нас режиссеры добровольно крайне редко удостаивают вниманием творчество молодых...

— Но вам повезло. Скажите, а почему своими героями вы почти всегда выбираете людей странноватых?

— Да, они странные, мои персонажи. Они из числа тех, кто пережил крах — системы, ценностей. Но оказавшись за бортом, они пытаются найти опору в доброте и любви, сохранить это в себе... Вообще, меня интересуют люди, попавшие в нестандартную ситуацию. Мне кажется, таких героев на сцене сейчас недостает. Немало драматургов варится сегодня в собственном соку, пишет произведения, руководствуясь теорией бесконфликтности, когда один герой хороший, а другой — еще лучше. Многие современные белорусские пьесы не содержат никакой идеи, в них нет мысли, вокруг которой все вертится. Как сказал мне один коллега: «В жизни и так хватает конфликтов, еще и в театр приходить на них смотреть? Давайте уж лучше писать про любовь».

— А вам про любовь, значит, не хочется?

— Но любовь бывает разной...

— Драматург — очень штучная профессия. Как вы пришли в нее?

— Окончив Белгосуниверситет культуры, я работал заведующим литературной частью Театра белорусской драматургии. Тот материал, с которым я регулярно имел дело, ужасал: одна хорошая пьеса и 10 — никаких. Причем пьесы приносили все, кому не лень: инженеры, строители, электрики... И однажды я подумал: а почему бы и мне не попробовать, ведь я имею к этому самое прямое отношение? Так и начал писать... Правда, первая моя пьеса не получилась. Зато потом пошел «накат» — произошло то, что немцы называют нормальным риском. Я рискнул — и, кажется, нашел свое призвание.

Сейчас я возлагаю большие надежды на новый союз писателей, надеюсь, что он будет активнее лоббировать интересы белорусских литераторов, давать им возможность печататься в журналах, издаваться. Когда я захожу на сайты ребят, с которыми познакомился в Германии, с завистью читаю: «Живет в Берлине как свободный автор с женой и дочерью». У всех свободных авторов там есть издательства, куда они приносят свои произведения, агенты, которые продвигают их опусы на рынок... Еще мечтаю, чтобы у нас появился журнал о белорусском театре, о современной драматургии...

— Напоследок признайтесь — сами–то верите в гороскопы?

— Почему–то многие обращают внимание на последнее слово, а я делал акцент на глагол «верю». Главные герои пытаются найти, во что верить. А я просто верю. В добро, как ни банально это прозвучит.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter