Отмоют ли наши коммунальщики честь своего мундира?

Нонсенс

Во время недавней поездки Александра Лукашенко в Полоцк в числе других важных вопросов в центре внимания в очередной раз оказались проблемы ЖКХ. Они волнуют не только простых людей, занимая лидирующие позиции в обращениях граждан в разные инстанции, но и власти всей «системы координат» — как по горизонтали, так и по вертикали. И от проблем этих не спрятаться, не скрыться — зачастую они сами бросаются в глаза, вопиют, взывают, раздражают, возмущают… Глагольный ряд в том же духе можно продолжать бесконечно, но хотелось бы глаголов и из другой оперы — действенно характеризующих результаты борьбы с «родимыми пятнами» безалаберности.

Фото Виталия Пивоварчика

Можно долго пенять на «бюджетное» прошлое и советские кампании по решению жилищной проблемы. Худо-бедно панельных коробок понастроили целые районы, пусть порой они в буквальном смысле выглядят и худо, и бедно: проектировались массово, под копирку, без архитектурных вычурностей, возводились сикось-накось, по «уровню», которым зачастую служил нетрезвый глаз строителя, и без «сэкономленных» за счет партийных кличей и ушедших налево стройматериалов. Время было такое. После войны нужно было возрождать из руин города, расселять людей из бараков и халуп. Увы, вожделенный лозунг «К 2000 году каждой семье — отдельную квартиру!» затерялся где-то на обочине светлого пути к коммунизму, да и сам путь резко свернул в тупик…

Впрочем, современные новостройки особым изяществом и богатырским здоровьем тоже порой не пышут, трещат по швам — примеры на слуху и на виду. Никаким ГОСТам и СНиПам не устоять перед пресловутым человеческим фактором, особенно с широкой славянской душой. Да что там славянской. Дотошные немцы, веками шлифовавшие имидж профессионалов высшего уровня, в том числе в строительном деле, похоже, тоже стремительно теряют безупречный авторитет. Наглядный пример — новый аэропорт Берлин-Бранденбург имени Вилли Брандта. Он должен был стать самой современной аэрогаванью Европы, но превратился в проблемный долгострой. Его возведение началось в сентябре 2006 года и должно было завершиться в 2011-м. Но открытие неоднократно переносилось из-за различных технических и строительных недостатков — то из-за вопиющих косяков в системе пожарной безопасности, то из-за огромного количества беспорядочно проложенных кабелей, то из-за угрозы обрушения крыши (ее вес, сравнимый с весом Эйфелевой башни, превышал допустимый в два раза). Счет изъянов шел на десятки тысяч! Их по-прежнему устраняют, и сдать в эксплуатацию аэропорт намечается в конце нынешнего года, а может, уже и в следующем. Его по-прежнему характеризуют как «ультрамодный и мегасовременный», хотя за столько лет более приемлемым по отношению к нему, наверное, уже стало слово «ретро». И ведь все эти бесчисленные проколы не спишешь на «криворуких гастарбайтеров». Как и дополнительные баснословные затраты: вместо 1,7 миллиарда евро, изначально заложенных в смету, затянувшееся строительство поглотило уже более 5,5 миллиарда! И, говорят, каждый день простоя стоит налогоплательщикам 1 миллион евро. Не обошлось без коррупции: бывший технический директор осужден за получение взяток на сумму около полумиллиона евро. А бывший главный инженер системы противопожарной безопасности аэропорта, как выяснилось уже после его увольнения, был не дипломированным инженером, а всего-навсего чертежником.

Случаются в богатейшей европейской стране и коммунальные конфузы. Житель Германии, завсегдатай «Славянского базара в Витебске», рассказал анекдотичный случай. Его жена — заядлый цветовод. Поэтому в заявке на аренду квартиры значилось обязательное требование: просторная лоджия. Многоэтажка в центре Берлина их вполне устроила, на плане квартиры была аккуратно вычерчена и заветная лоджия. Получили в управляющей компании ключи, отправились по адресу. Открыв дверь, попали в неловкую ситуацию: в квартире находился мужчина, который, как выяснилось, мог жить здесь еще полторы недели. Можете представить, какие эмоции вызвала у него такая накладка, тем более что неожиданные «гости» застали дяденьку врасплох — он только что вышел из душа и едва успел набросить на голое тело халат. Поскольку вариант был козырный, новым арендаторам пришлось подождать. Но на этом сюрпризы не закончились. Когда час пробил, они быстренько перевезли вещи, чтобы еще кто-нибудь сюда не заселился. И вот, переведя дух, жена-цветовод с двумя вазонами устремилась к вожделенной лоджии… И тут вдруг выяснилось, что ее в этой квартире… нет. Из-за ситуации с прежним жильцом внимания на это сразу не обратили. В ответ на претензию представитель управляющей компании очень удивился и, недолго думая, перечеркнул лоджию на плане — ну нет так нет…

И это в ФРГ. Зато с капитальным ремонтом, ставшим у нас притчей во языцех, там, как и в большинстве других западных сран, все в ажуре. И даже большой объем работ иногда выполняется всего за пять дней, причем без выселения жильцов. У нас сроки и нормативы вроде бы тоже утверждены, но пообщайтесь с жертвами капремонта, и вы поймете, почему жалобы от них составляют львиную долю «стрел», летящих в сторону коммунальщиков. Несколько лет назад я тоже через это прошел — следы «боевых действий» видны до сих пор. Да и крыша снова быстро прохудилась. Недавно новый министр ЖКХ Андрей Хмель в интервью телеканалу «Беларусь 1» заявил: «Протекающая сегодня кровля — это нонсенс, такого быть не должно». Полностью с ним солидарен. Хочется верить, что и наши коммунальщики сумеют-таки отмыть честь своего мундира.

Пора бы довести до ума и «мусорное дело». Из-за плохо налаженной сортировки отходов на свалки попадает еще очень много пригодного вторсырья. Тема важная, не случайно ее неоднократно поднимал Президент. Да, и давно надо что-то делать с контейнерами во дворах. Они с большим трудом стимулируют сортировать мусор: выглядят неопрятно, вечно какие-то раздолбанные и чаще всего «с душком нараспашку» — стоит подуть ветру, и мусор разлетается по дворовой территории на десятки метров. Там постоянно пасутся птицы и кошки. А речь-то о столице! И будь ты трижды сознательным жильцом, противостоять этой «стихии» не получится. Тоже, согласитесь, нонсенс.

kuklov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter