Могилевчане заплатили за отдых в 5-звездочном отеле, но тур оказался испорченным: можно ли застраховаться от таких историй

Номера с номером

Лето, море, пальмы. Мечты об отпуске душу греть начинают еще в холодном январе. Деньги на отдых многие туристы тоже откладывать начинают заранее — хочется ведь, чтобы он был незабываемым! Тем больнее бывает разочарование, если что-то вдруг пошло не так. Именно в такой ситуации оказались могилевчане Алеся и Александр Казец, которые выкупили тур в Анталию. С какими сюрпризами столкнулась семья на заморском берегу? Можно ли отстоять свои права, если вам подменили отель, качество услуг оказалось ниже обещанного, а отдых в итоге — испорченным? Корреспондент «Р» попыталась разобраться в этих и других туристических коллизиях.

Отправляясь на отдых, хочется, чтобы он был незабываемым!
news.yandex.by

А вас не ждали!


Алеся и Александр тур в Анталию готовили основательно.

Александр Казец

— Хотелось вложиться в сумму, которую собрали. При этом отель выбрать получше, чтобы пятилетняя дочка не скучала, — поделился прошлогодними планами на отдых глава семейства. — Друзья посоветовали нам пятизвездочный Long Beach Resort . Для нас его главным плюсом был огромный парк развлечений для детей.

Родители даже пошли на то, чтобы увеличить выделенный на отдых бюджет. Не испугало их и предупреждение, что вылет из Киева может задержаться. Это, собственно, и случилось, но настроения не испортило. К месту назначения прибыли заполночь. Однако процесс заселения застопорился: трансферный гид что-то бурно и долго обсуждал с человеком на ресепшен. В итоге туристам сказали: накладка получилась, свободных номеров нет. Переночуете в соседнем отеле, а там разберемся. «На уточняющие вопросы никто отвечать не стал. Да и мы сильно не настаивали — устали очень», — признался Александр. И могилевчане отправились в Xafira Deluxe Resort.

— После завтрака на такси вернулись в отель, указанный в документах, — продолжает туристическую одиссею Александр Казец. — У нас взяли паспорта, подтвердили бронь и уточнили: заселение с двух часов дня. До этого времени предложили отдохнуть на территории Long Beach.

Аквапарки, карусели, комфортный пляж — могилевчане еще раз убедились: выбор отеля был сделан правильно. Но увы! К вечеру второго отпускного дня выяснилось, что наличие брони еще не означает факта оплаты.

Один день счастья


В итоге вместо беззаботного отдыха Александр и Алеся вели бесконечные переговоры с турфирмой, с которой заключали договор. На другом конце провода им обещали «разобраться», «разрешить», «устроить». Потом просто посоветовали «перестать беспокоиться» — мол, солнце и море везде одинаковые. «Это, конечно, так. Только вот пляжи очень уж разнятся», — Александр продемонстрировал свое фото на лежаке, где часть шезлонга стоит в воде, а за спиной — песчаный обрыв. Парки водных и наземных детских аттракционов, добавил, тоже несопоставимы — в другой гостинице и в помине нет того, на что рассчитывали и за что заплатили. Стоит ли уточнять, что эмоции тоже были не из лучших...

Подбирая турфирму, загляните в «черный список».
eurodenik.cz

На шестой день могилевчане не выдержали. Провели собственное расследование, позвонили в Long Beach, поинтересовались, есть ли свободные места. Услышав долгожданное «да», вызвали такси и... целые сутки были счастливы. Правда, за это пришлось дополнительно заплатить последние деньги — 160 долларов. «Фотографий сделали больше, чем за все предыдущие дни», — констатировала Алеся. Но уже пришло время паковать чемоданы.

…По приезде пара отправила претензию турагенту, однако диалог не задался. В ответ на просьбу компенсировать убытки (двойную оплату и вынужденное проживание в другом отеле) им объяснили: замена (предусмотренная договором) была равноценной. Суд тоже не принял во внимание доказательств того, что качество предоставленных истцам услуг — фото номеров, пляжей и зон отдыха отелей — было не выше уровнем, как отмечено в документе, а ниже. К слову, Александр и Алеся в ходе разбирательств сделали немало новых для себя открытий. В частности, узнали о роли в организации отдыха туроператора, который непосредственно и формирует тур. В их случае это украинская компания. Аргументы ее представителя могилевчан так и не убедили. «В результате, — подчеркнули они, — разницу стоимости путевок в отелях нам так и не предоставили».

Страховка на будущее


Заместитель председателя правления Республиканского союза туристической индустрии Дмитрий Скворчевский констатировал, что с жалобами на указанную туркомпанию их организация уже сталкивалась. В том числе были и сетования на замену отеля, который туристов не устраивал.

— Вроде все понимают, что в таком случае виноват туроператор, но по факту получается, что он ответственности за это не несет, — отметил Дмитрий Скворчевский.

Впрочем, пример Александра и Алеси свидетельствует: и с тур­агента за подпорченный отдых спросить удается далеко не всегда. Получается, за все в ответе сам турист? И, вкладываясь в путевку, рискует своими деньгами? Можно ли вообще защититься от подобных историй? Увы, пока страховые компании не готовы предложить такую услугу. Как пояснили в пресс-службе Белгосстраха, помимо медстраховки, сегодня есть возможность застраховаться от отмены поездки или досрочного возвращения в страну.

Пресс-секретарь Министерства спорта и туризма Владимир Нестерович не скрывает: реалии туризма меняются. Отдыхающие сталкиваются с проблемами, толковать которые можно по-разному. Новая редакция Закона «О туризме», утвердить которую планируется уже в этом году, такие разночтения призвана устранить. В частности, планируется законодательно дифференцировать национальных и иностранных туроператоров, четко очертить ответственность туроператоров и турагентств, их правила работы. Среди предлагаемых новшеств также обязательная сертификация турагентов. «Черный список» недобросовестных турфирм существует и сегодня, но он неполный и неофициальный. Есть надежда, что в будущем в него занесут всех, кто не хочет работать по-честному. Дмитрий Скворчевский высказал надежду, что новый закон позволит заметно расширить и страховое поле туристов. А это значит, что на их стороне появится еще одна степень защиты. И туркомпании не смогут это обстоятельство не учесть.

КОММЕНТАРИЙ

Юлия КУЦЕР, адвокат Минской городской коллегии адвокатов:


— Как сделать так, чтобы отдых запомнился с хорошей стороны? Прежде всего правильно выбрать туристическую компанию. Лицензии на такой вид деятельности не требуется, не предусмотрена и обязательная сертификация туристических услуг. Тем не менее наличие сертификата соответствия качества оказываемых услуг (добровольной сертификации) будет несомненным плюсом, как и наличие туристической компании в реестре, который ведет Министерство спорта и туризма.

Также необходимо внимательно читать все условия договора и прописать в нем именно те условия, которые устроят вас. Обратите внимание и на обязательное приложение к договору — программу путешествия. Здесь, наряду с другими моментами, должно быть четко определено, какие туруслуги будут оказаны заказчику, оговорены требования к их качеству, определен сам порядок путешествия. При этом рекомендую указать в договоре, что без письменного согласия заказчика туристическая компания не имеет права вносить изменения в программу (например, менять место вылета, место размещения и т.п.). В ином случае может сложиться ситуация, в которой без вашего ведома могут заменить город вылета (например, Минск на Киев) либо отель.

Не забудьте проверить свое право на выезд в отпуск. Если оно по каким-то причинам ограничено, туристическое агентство ответственности за отказ гражданину в выезде не несет. Планируете отдых вместе с несовершеннолетними детьми? Уточните, какие для этого нужны документы. Если все-таки остались недовольны качеством оказываемых тур­услуг, понесли дополнительные расходы, собирайте доказательства таких фактов. Документы, свидетельские показания, иные доказательства — чем их больше, тем больше будет шансов защитить свои права.

markova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter