Ночью — в баню?

К 100–летию постановления Минской городской думы «Об устройстве и порядке содержания бань»
К 100–летию постановления Минской городской думы «Об устройстве и порядке содержания бань»


Хоть сауна напротив, да фауна не та.

Булат Окуджава, «Плач по Арбату».


Недавно у нас в квартале появилась скромная, но глубоко содержательная вывеска: «Сауна. Круглосуточно». Раньше в том подвале занимались культуристы.

Вот так совсем коротко: «Круглосуточно». А не, допустим, «работает круглосуточно». Что «круглосуточно» — непонятно.

Первым отреагировал ветеран Алексей Павлович:

— В войну, помню, было похоже. На станции висел указатель «Круглосуточный помывочно–дезинфекционный пункт». Приходит, значит, ночью эшелон с окопниками...

Дворовые пошляки в ответ реанимировали анекдот про разбор предложения по частям речи: «Мужчины собрались в баню». Экзаменуемый отвечает: «Мужчины» — имя существительное, «собрались» — глагол, «в баню» — предлог. Экзаменатор поправляет: «В баню» — это не предлог, а «местоимения».

Прозвучали и примитивно–завистливые суждения типа «пусть моется тот, кому лень чесаться». Однако общественность в принципе заинтересовалась идеей не прерывающегося даже ночью процесса. К чему–то схожему призывает оператор мобильной связи: «Говори все лето от заката до рассвета!» (Но когда же отсыпаться после столь изнурительного лета? Зимой?..)

Позвали журналиста — собирателя столичной хроники: наблюдалось ли нечто подобное на советском отрезке истории? Тот поднял досье.

Оказывается, в 1920 году в Минске имелись всего три общественные бани, назывались они по именам бывших владельцев. Бани Райнеса стояли на берегу Свислочи, где сейчас набережная Троицкого предместья, а рядом были бани Кождана. Ниже по течению на территории нынешнего парка имени Я.Купалы располагались известные с середины XIX века двухэтажные бани Плавского. Запуск помывщиков всюду прекращался в 23 часа.

В январе 1922 года на станции Минск пущена ведомственная железнодорожная баня «с ежедневной пропускной способностью в 600 человек». Железнодорожники мылись бесплатно, прочие — по билетам. Паровозное депо подавало сюда горячую воду ровно до полуночи.

4 марта 1927 года открыта новая баня на Ляховке — нынешней улице Октябрьской, затем 1 октября 1934–го в Серебрянке начал функционировать коммунальный объект «с пропускной способностью 120 человек в час».

В ноябре 1938 года в районе Долгобродской улицы вступает в строй баня N 6: полторы сотни общих мест, 6 ванн и 14 душевых кабин. Здесь также открывается специальное отделение матери и ребенка на 45 мест.

— Вот именно: матери и ребенка! — подал реплику кто–то из участников исторических слушаний.

Наконец, в апреле 1939 года газета «Советская Белоруссия» сообщает о строительстве на улице Московской новой бани N 7 на 150 мест с ваннами и душем... И никогда, даже в самые стахановские времена, не встречалось упоминаний об организации круглосуточных помывочных вахт.

Зимой 1944 — 1945 года, когда в Минске не хватало топлива, электроэнергии и воды, банная ситуация выглядела просто катастрофической. В Нацархиве найдена докладная записка по этому вопросу, которую заведующий оргинструкторским отделом ЦК КП(б)Б В.Закурдаев составил 3 января.

Оказывается, в освобожденной белорусской столице сохранились в относительно исправном состоянии три бани: N 2/3 по улице Старовиленской (этим дробным номером обозначались соседствующие заведения дореволюционных владельцев Райнеса и Кождана — их еще называли гарнизонными), а также советского происхождения баня N 6 на Долгобродской. В пятой же бане на Червенском тракте в ноябре 1944–го лопнули трубы и заменить их было нечем.

Таким образом, население Минска встречало новый, 1945 год, имея возможность помыться только в двух местах. Посему, живописал инструктор ЦК, возле бань с 5 часов утра образовываются тысячные очереди. Люди выстаивают по 2 — 3 суток, чтобы помыться. В докладной приведено свидетельство Григория Жовнера, проживавшего на улице Канатной, 5: «За четыре месяца не могу помыться в бане. Два дня простоял в очереди. Придется встретить Новый год не помывшись».

Особенно жалко подростков — учеников ремесленного училища N 11 с улицы Островского. По графику они должны были мыться 12 декабря, водили их колонной в баню ежедневно, но только 22 декабря 1944 года «фабзайцы» наконец помылись.

Директор банно–прачечного треста т. Дмитриев оправдывался перед ЦК, что имеет всего 3 лошади для подвозки торфа, но даже если бы топливо удавалось вовремя доставлять, то все равно ночью электроэнергия перераспределяется в пользу печей хлебозавода «Автомат» и, следовательно, водоканалтрест не может давать воду городу...

— А как помывочное расписание выглядело при старом режиме?

Выясняется, что бюрократизация банного дела в дореволюционном Минске достигла высшей степени в 1905 году. После поправок и усовершенствований городская Дума приняла обязательное постановление «Об устройстве и порядке содержания бань».

Можно сразу вычленить классовую сущность этого документа:

«В комнате для раздевания должно быть тепло, пол, скамьи и ящики для хранения платья должны быть всегда чисты, а при дворянских отделениях, кроме того, скамьи и диваны должны быть покрыты белыми и чистыми чехлами».

Но в целом постановлению свойственны весьма неглупые технические указания:

«В общих банях, как мужских, так и женских, обязательно иметь: тамбуры, раздевальню с особым помещением для хранения платья и белья, мыльню и парильню; все эти помещения должны быть расположены в одном этаже, с одинаковым уровнем пола».

Сравним, как нередко строят сегодня: парилка — на одном этаже, моечная и бассейн — на других...

И далее колоритные приметы эпохи:

«Стирка белья как в общих банях, так и в нумерах воспрещается.

Для бритья и стрижки волос при банях должно быть отведено особое помещение; ставить кровососные банки в банях воспрещается.

Для банной прислуги должно быть отведено особое помещение; жить прислуге в общих банях воспрещается.

Не разрешается посетителям бань натирать себя какими бы то ни было мазями или жидкостями, хотя бы и не пахучими...»

А вот совершенно конкретное требование, которое ханжески замалчивалось в советское время:

«Крик, шум, драки и, вообще, всякое нарушение порядка в банях воспрещается, а также не допускается разврат и непотребство».

И, наконец, о времени функционирования заведений:

«Бани должны быть открыты для посетителей ежедневно, кроме дней праздничных, с 9 час. утра до 12 час. ночи».

Как видим, помывочный наш опыт, пронесенный сквозь годы, сквозь исторические эпохи, говорит о том, что пользоваться баней ночью — недопустимо!

...Или к заграничного типа саунам это отношения не имеет?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter