Ночные снайперы

В Минске под проспектом Скорины плавает крупная рыба! Кто проезжает по минскому проспекту Ф.
В Минске под проспектом Скорины плавает крупная рыба!

Кто проезжает по минскому проспекту Ф.Скорины в районе станции метро "Восток", тот знает этот водоем с фонтаном в центре. Он является частью рукотворной гидросистемы, которая начинается Цнянским водохранилищем, проходит через микрорайоны Зеленый Луг и Восток, пересекает под мостом (возле строящейся Национальной библиотеки) проспект, идет в Дражню, а далее - в Серебрянку и Чижовку.

Вокруг фонтана - прекрасное место для отдыха. Здесь набирают воду из подземного ключа, на окрестных лужайках гуляют с детьми, на травке и бетонном парапете сидят парочки. А редкие рыбаки забрасывают удочки. Иной раз вечерком делаю это и я, поскольку живу рядом. Это больше "медитация", чем рыбалка: крупней ерша или плотвички никто при мне не ловил.

А недавно подошел ко мне парень. Присел на травку, закурил, глядя на поплавок, потом мы разговорились. По его словам выходило, что рыбы здесь, "вокруг фонтана", полно. Какой? Любой. Крупной! В изобилии водятся карась и окунь, попадается сазан, судак и даже белый амур! Я не поверил: "Откуда знаешь?" - "Видел".

Оказалось, что Сергей - подводный охотник. Сезон они с друзьями начинают еще в марте - апреле, едва сойдет лед. Начинают с тренировок и чистки водоемов. Этого и соседнего, в районе улицы Калиновского, возле спорткомплекса и гостиницы "Агат". Там водное зеркало в несколько раз больше.

Вытаскивают со дна железные ящики, автомобильные покрышки, прочий хлам. Все это, оказывается, в немалом количестве садится на дно каждую весну, после таяния льда. Остается от мальчишеских игр или тех же рыбаков, после подледного лова. Заодно охотники режут браконьерские сети. Или наматывают их на коряги и торчащую со дна арматуру.

Интереснейшие вещи рассказал мне бывший милиционер Сергей! Оказывается, они, подводники, строят домики для рыбы. Какие такие домики? "Строишь "нору" из нескольких кирпичей или тех же ящиков, - пояснял Сергей. - Через пару дней проверяешь: там непременно стоит карась или окунь". Вылавливают рачьих самок с икрой и отдают работнику Академии наук, который живет неподалеку. Тот выращивает рачков и выпускает здесь же. Другой доброхот завозит мальков рыбы...

И все это происходит у меня под носом? Но что самое странное: почему я, проходя здесь ежедневно, ни разу не видел подводных охотников? Как они вообще выглядят? "Мы плаваем только ночью, - объяснил Сергей. - В этом особый драйв и кайф".

Вообще говоря, короткий сезон городского плавания уже закончен. В каналах бурно растут водоросли, вода быстро мутнеет. Предстоят выезды на дальние, чистые озера. И тут рождается идея: прошу Сергея устроить специальный, показательный ночной заплыв. Непременно в полном вооружении. Сергей отказывается. Дескать, это нарушение. Но я настаиваю: "Докажи, что не врешь! Не верю, что здесь, возле будущей библиотеки, водится крупная рыба. И читатели газеты, и вообще горожане наверняка не верят".

Договорились!

...К 11 вечера съезжаются Сергей, Роман и Дмитрий. Выгружают из машин снаряжение. Подъехала милицейская машина: мы с фотокорреспондентом объясняем, что к чему. Все мужчины работают на рынке. Все - бывшие рыбаки, которые после знакомства с Сергеем навсегда забросили удочки с крючками. Снаряжение фирменное, итальянское, комплект каждого тянет за тысячу долларов: гидрокостюм, ласты, грузовой пояс, рукавицы, специальные носки, маска и двухклапанная трубка.

Только фонарь "самопальный", Сергей собрал его сам. Поясняет, что фирменные для наших мутных вод слабоваты. Спрашиваю, а как быть с ружьем? Ведь каждый день телереклама напоминает: добыча рыбы с помощью колющих орудий запрещена...

Оказывается, с ружьем "ловить" можно - где специально не запрещено. Запрещено, например, на Нарочи. Запрещено в период нереста. После покупки ружье следует зарегистрировать и получить удостоверение подводного охотника. Одновременно регистрируется подводный нож. Нож - обязателен: пловец может запутаться в сетях и водорослях, да мало ли что...

Ночью на берегу прохладно даже в теплой одежде, а каково под водой? Сергей уверяет: тепло. Гидрокостюм пористый, проникающая в него вода быстро принимает температуру тела и потом работает как термос. Но для большего комфорта все охотники перед погружением заливают "под воротник" по канистре теплой воды. Погружаются прямо возле моста, в двух десятках метров от проспекта.

Фантастическое зрелище! Вокруг - море городских огней: автовокзал "Московский", универсам "Европейский", Институт современных знаний... Огни прожекторов, пронзающие двухметровую толщу воды, кажутся частью иллюминации.

Хобби, конечно, накладное. Зато автоматически исключает пагубные наклонности. В подводном деле нужны здоровье, нервы и самодисциплина. Наши водоемы, конечно, не океанские впадины, но стрессов хватает. Пару лет назад в районе Серебрянки ребята обнаружили труп девушки. А в торфяном канале Сергей буквально уткнулся носом в пасть гигантского 100-килограммового сома...

В том-то и состоит экстрим ночной охоты. Дело непростое: с двух метров под водой рыбу не пронзишь. Надо подобраться на метр, лучше полметра... На дневную охоту, впрочем, не остается времени. К единственному выходному у Сергея скапливаются домашние дела. Поэтому даже на озера выезжает только ночью, чтобы к утру вернуться на работу...

Спокойно прогуливался я недолго. Уже через пять минут Сергей поднял на гарпуне громадного карася. Вскоре - в доказательство, что это не случайность, - такого же окуня. Выловил двух раков...

Поразительно! Много ли найдется двухмиллионных мегаполисов, в центре которых водится такая рыба и раки? Какой же чистой должна быть вода! Без нее, без рыбы, вся эта красота была бы мертвой, то есть вовсе не была бы красотой.

Любуясь этой красотой, я вспоминал рассказы Сергея о браконьерстве. У него есть видеопленка: санаторий, табличка - запрет на ловлю рыбы... А неподалеку на берегу мужики раскладывают сети прямо возле машины рыбоохраны. Сергей не раз был свидетелем злостного браконьерства именно со стороны местных "рыбоохранителей".

На Припяти по ночам слышен непрерывный звон: браконьеры привязывают к сетям самодельные колотушки из жестяных банок, крупная рыба бьется в сетях и "звонит"...

Сергей, впрочем, оптимист. Еще недавно даже здесь, возле фонтана, сети стояли десятками. Доходило до стычек за место. Даже иные пацаны, идя в школу, клали в ранец сетку. Теперь браконьеров серьезно штрафуют. Часть из них (во всяком случае, на улице Калиновского) распугали ножи ночных охотников. Рыба, по уверению Сергея, мгновенно отозвалась увеличением поголовья и размера.

Он убежден, что вскоре у нас наведут полный порядок - как в цивилизованной Европе. С одним существенным отличием. Едва ли мы станем называть своих карпов и карасей по именам, как это делают европейцы. У нас этого добра побольше, хватит на всех!

...Заплыв продолжался часа полтора. Расстались мы с ночными охотниками около часа ночи. Но я, подержав в руках добычу, заснул только под утро. Любой рыбак меня поймет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter