Ночной дозор

За  поздние посиделки  в  корчме  жителей  древних  городов  сажали  в  острог.  А  за  поджоги  —  судили  и  отправляли  на  костер

За  поздние посиделки  в  корчме  жителей  древних  городов  сажали  в  острог.  А  за  поджоги    судили  и  отправляли  на  костер 

Пожар для деревянного средневекового города хуже, чем эпидемия чумы. Случись что — за считанные часы выгорит все вокруг: от жилых домов до мостовой. Огня горожане боялись, но в то же время нуждались в нем, и потому всячески старались найти компромисс между острой необходимостью и общей безопасностью. Порой это принимало весьма и весьма необычные формы… 

— Царившие в те времена нравы хорошо видны по истории древнего Слуцка. Магдебургское право город получил в 1653 году. К этому же времени относятся и документальные свидетельства об установленных «порядках от огня». В своде правил, принятых магистратом в 1655 году, прописаны 18 пунктов. Каждый из них давал подробный ответ, как действовать при пожаре и как его предупредить. Следить за выполнением этих положений должны были три «стражника от огня», которых выбирали на сессии городского управления, — рассказывает Андрей Готин, директор музея аварийно-спасательного дела МЧС. — Во время тушения пожара они обладали неограниченными полномочиями. Настолько, что могли запросто разобрать несколько домов, которые находились поблизости от очага возгорания. По первому сигналу с колокольни к месту пожара сбегался весь плотницкий цех города: растащить по бревнышку любой терем не занимало много времени и не составляло большого труда. Впрочем, такая завидная организованность строилась на жесткой системе карательных мер: не прибеги плотник на пожар — наказание не заставило бы себя ждать.    

Огонь обязаны были тушить все. Причем прибежать на пожар с пустыми руками было смерти подобно: с собой обязательно нужно было захватить багор, топор, ведро или веревку. Тех, кто уклонялся от тушения, стражники гнали силой. Отказывающихся били плетью. Исключение составляли пожары военного времени: все мужчины сражались на  оборонительном валу и покидать его не имели права. 

Стражникам подчинялись «коминники» — трубочисты, которые очищали от копоти дымоходы и трубы в замковых башнях, кузнях, частных домах и солодовнях. Владельцы должны были вызывать их не реже, чем раз в квартал. Если график не выдерживался, сразу же следовали штрафные санкции. Не дай бог, по этой причине еще и происходил пожар, хозяин дома карался взысканием в 10 коп (для сравнения: лошадь стоила в те времена 2 копы). Не можешь заплатить — посиди полгода в тюрьме. Если выявлялся поджог, тут уж разговор и вовсе был короткий: суд и неминуемое сжигание на костре.     

— Пожарный инвентарь покупался в складчину: часть приобретал город, часть — горожане. На каждые 10 мещан приходилась одна большая лестница. На каждые два десятка простых жителей полагался один длинноосаженный багор. Кроме того, возле всех домов должна была стоять вместительная кадь с водой. Раз в неделю — пожарная ревизия, ежегодно — генеральный смотр городских пожарных инструментов, — говорит Андрей Готин. — Но считалось, что и этого недостаточно. С весны до осени по городу ходили кликуны, напоминая владельцам домов и артелей, что в пожароопасный период делать можно, а что — нет. Фонарь, трещотка, колотушка и алебарда — их было видно и слышно за версту. Встречи с ними на ночной улице избегали, маленьких детей даже пугали образом страшного кликуна. 

Ночной дозор проверял выполнение и других запретов горячего сезона. Так, например, с июня по сентябрь горожане не имели права топить бани, ходить по городу с горящей лучиной и хранить во дворе большое количество сена, дров либо смолы. Каждый вечер в торговых рядах бил колокол. Это значило, что огонь в домашних очагах, топках кузниц и солодовнях пора тушить. Если после сигнала в корчмах оставались посетители, владелец платил большой штраф — по одному злотому за человека. Пьяниц отправляли ночевать в острог. Весь следующий день им предстояло провести на городских укреплениях или плотине в трудах праведных.  

P.S. У музейных экспонатов этого периода разная история. Фонарь кликуна со слюдяными оконцами нашли на чердаке дома в Старо-Борисове. Трещотка ручной работы приехала из Слонима. Она датирована началом прошлого века. Старинные ведро и коромысло передал Институт истории академии наук. Багор нашли в Брестской области, в культурном слое XVII века. Кадь для воды прислали из деревни Пережары Волковысского района. А вот колотушку пришлось восстанавливать по сохранившимся рисункам самим. Судя по тому, как звучно она стучит, копия мало чем отличается от оригинала. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter