Ночная одиссея истребителя

Корреспондент “НГ” стал участником необычной процессии

Корреспондент “НГ” стал участником необычной процессии

За несколько дней до праздника Победы жители и гости столицы могли наблюдать удивительное зрелище: по улицам ночного города в прицепе легковушки и при сопровождении машины ГАИ перевозили военный самолет. Картина не оставила никого равнодушным: водители встречных автомобилей сигналили, а пешеходы аплодировали и пытались сфотографировать необычный груз.

Таким образом в зал тяжелой техники нового здания Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны доставляли истребитель И-16, легендарный “ишачок”. На таких самолетах летали практически все советские асы, среди них — дважды Герои Советского Союза Сергей Грицевец, Алексей Алелюхин, Арсений Ворожейкин, Павел Камозин, Борис Сафонов.

Возрожденный в Минске

Советский И-16 стал первым в мире серийным высокоскоростным истребителем с убирающимся шасси. Его выпуск продолжался до 1942 года. До наших дней дошел только один оригинальный самолет такого типа — он находится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга.

Истребитель, который войдет в экспозицию Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, представляет собой реплику, созданную группой белорусских энтузиастов. Для строительства крылатой машины были использованы заводские чертежи, технологии 1930-х годов и оригинальные материалы. В результате получился полноценный самолет, только без двигателя и вооружения.

Чтобы перевезти его в музей из ангара, находящегося в аэропорту Минск-1, потребовалось дождаться согласования с ГАИ и наступления темноты. Ведь шестиметровый самолет предстояло везти через центр города, временно блокируя перекрестки.

Пошли на “взлет”

...На часах 23.00. Рядом с выездом из ангаров стоит целая процессия: микроавтобус с прицепом, на котором разместился И-16, пара легковушек и еще один бусик, призванный “прикрывать” колонну сзади. В сопровождении машины ГАИ трогаемся с места. Истребитель закреплен на прицепе в трех местах, с него сняты крылья (они приедут в музей утренним рейсом), но скорость все равно приходится ограничить пятнадцатью километрами в час. Тяга, возникающая от раскрученного скоростью винта, может оказаться достаточной, чтобы сбросить ценный груз на дорогу.

Путь истребителя лежит через площадь Независимости, мимо ГУМа и Дворца спорта. Процессия занимает на дороге сразу два ряда (ширина фюзеляжа и основания крыльев превышает три метра). Несколько нетерпеливых водителей пытаются обогнать нас по крайним полосам, но оказываются заблокированными машинами сопровождения и вынуждены продолжить путь на нашей скорости.

Наконец подъезжаем к музею через “черный” въезд. Весь шестикилометровый путь занял примерно полчаса. Здесь экипаж ГАИ покидает нас, а для самолета начинается самый трудный этап: чтобы попасть в демонстрационный зал, шестиметровому экспонату предстоит преодолеть три крутых поворота и два бордюра.

Новые соседи

Шаг за шагом, мимо Ил-2, установленного прямо на улице, микроавтобус с прицепом продвигается к цели. Внутри огромного зала уже расставлены образцы оригинальной техники времен войны: четыре танка, легендарная катюша, несколько гаубиц, десяток грузовиков и броневиков. И-16 должен занять свое место в левой части помещения. Там с потолка свисают шесть тросов, при помощи которых воссоздадут картину воздушного боя: немецкий “мессер” будет пикировать на “ишачка”. Сражение разыгрывается и на земле: Т-34 таранит немецкий Т-3.

С момента выезда из аэропорта прошло менее двух часов, первый рейс завершен. Через несколько дней таким же образом в музей будет доставлен извечный соперник И-16 — Messerschmitt Bf.109, а еще чуть позже приедут По-2 и Як-1. Им предстоит “зависнуть” в центральной и правой частях зала.

Справка “НГ”

Двери нового Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны откроются для посетителей 3 июля — в день 70-й годовщины освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Современное здание, проект которого разработали Виктор Крамаренко и Виктор Никитин, располагается за стелой “Минск — город-герой” на проспекте Победителей. Расширенные до пятнадцати тысяч квадратных метров площади позволят представить гораздо более полную экспозицию: в старом здании посетители видели лишь четырнадцатую часть музейной коллекции, а военная техника вообще не выставлялась. Экскурсии будут вестись на нескольких языках и с применением самых современных технологий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter