А что, если это отчаянная до примитивности любовь племянника к своей тетушке?

Ночевка на кладбище

Из любопытства, а иногда просто от скуки звоню Павлу — соседу по хутору и интересуюсь новостями из мест, где расположен мой рыбацкий домик и где теплыми днями провожу немало времени. В холодную пору там довольно мрачно. Виной тому частые ветры с Балтики и большие туманы, которые окутывают белесой пеленой озеро и его окрестности.

Коллаж Ирины СТАРОРУСОВОЙ

На это раз сосед сообщил, что особых новостей нет. Накануне ветер повредил часть крыши его дома, но он уже все поправил. А еще похоронили Макара с кирпичного завода, но все знали, что жил он как-то непутево и рано или поздно кончил бы соответственно.

Пожелал Павлу в полном здравии дождаться весны и подумал, что, возможно, теперь уже расскажу ему об одной тайне Макара, которая была известна лишь мне, да и то по нелепой случайности.

Когда-то вокруг кирпичного завода жили и кормились немало сельчан. Но время и обстоятельства сделали его ненужным. Мало-помалу люди разъехались, поумирали. Остались лишь немногочисленные хуторяне — люди в возрасте и по большей части одинокие.

Мать растила Макара без отца. Злые языки утверждали, что нажила она его от командированного на завод бригадира по установке новой печи. Да какая кому разница, если сама Арина умерла от некой странной болезни, когда Макар был еще школьником. Теперь растила и воспитывала племянника Фрося – женщина степенная и небогатая. В армию по какой-то причине Макара не взяли. Подрабатывал сезонными делами в колхозе и помогал по хозяйству тетушке Фросе. Люди сочувствовали ей, ибо парень все больше тянулся к спиртному. Но сама женщина лишь вздыхала и считала, что это ее крест. Не глядя ни на что она любила племянника и заботилась о нем. Рассказывали, что даже пристроила парня к молодице – вдове с ребенком, но та вскоре выгнала Макара, и тот вернулся к тетушке.

Сам я видел Макара только один раз, когда Павел нанял его и двух женщин копать картофель. В тот год он во всей округе уродил на славу.

Я уже говорил, как мрачно в наших местах в холодную пору. В природе, однако, все уравновешено. Летом здесь райский уголок. Красота неописуемая. Рано встает солнышко и бодро устремляется ввысь над верхушками деревьев близкого леса. Разнотравье луга, бегущего к озеру, источает свой целебный аромат весь долгий день.

В тот раз я замешкался в столице и приехал к себе на усадьбу после полудня. Накануне позвонили из российского издательства и напомнили, что заказанный детектив надо сдать через десять дней. Вот я и приехал сюда, дабы, закасав рукава, сделать эту работу.

Надо сказать, что упоительны здесь и вечера. Особенно когда после знойного дня с озера идет и растворяется в хрустальном воздухе свежий ветерок. Я пил кофе и плодотворно работал за столом в беседке. Но вот заметил, что стало темнеть, да и комары оживились. Перекусил сыром и продолжил писать на веранде. В такие часы время не ощущаешь. Вскоре заметил, что, как говорится, уперся в стену. То есть устал окончательно. Требовалась не просто передышка, пора было на сегодня завершить работу. Тем более что часы показывали начало первого, а я накануне полночи провел в бессоннице.

Вышел на крыльцо вдохнуть свежего воздуха. На небе горел лишь небольшой осколок луны. Но вскоре и он спрятался куда-то. Вокруг — сплошная темень. Ну и на здоровье! Меня никогда не пугала темнота. Однако в этот раз впору было насторожиться. Со стороны кладбища — а оно метрах в пятидесяти от моей усадьбы — донеслись треск сучьев и ворчание. Что-то было не так! Я давно научился распознавать движения животных в ночи. Однако то, что происходило сейчас на кладбище, явно не вписывалось в такую картину.

Точно не усну, пока не разберусь, в чем дело. Вспомнил байку, которую рассказывали местные. Однажды якобы сюда на свежее захоронение пришла стая енотовидных собак. Утром увидели разрытую почти на метр яму, но до гроба звери не докопались. Не верю я в эту историю…

Однако сейчас я решил все же прояснить обстановку. Взял фонарик и пошел в сторону кладбища. Шел осторожно, чтобы не спугнуть косулю или лося, если вдруг это все же кто-то из них оказался там. Но вряд ли…

Как раз ко времени вновь показалась луна и осветила часть погоста. Увидел и свежее захоронение. Вспомнил, когда ехал сюда, Павел рассказал мне по телефону о том, что в первой половине дня похоронили Фросю с кирпичного. Видать, это ее могилка. Но как-то странно там все… Подошел ближе и навел фонарик. На одном из венков, прикрываясь другим, лежал мужчина. Я смутно начал догадываться, в чем дело. Он очень походил на Макара. Я нагнулся и убедился, что это действительно он. Разбудить и отвести к себе в дом? Я долго размышлял над этим.

Вспомнил историю, которая случилась в родном Бобруйске еще в пору моей студенческой жизни. Мой отец умер, когда я был в девятом классе, а вот его старший брат дядя Митя, работавший в местном таксопарке, ушел из жизни спустя пять лет. Естественно, я приехал на похороны. Все там было, как принято в таких случаях. Кроме одного… После поминок дочь дяди Мити поругалась со своим мужем, и он куда-то исчез. Никто особенно и не искал. Немаленький, да к тому же мастер спорта по борьбе. Но утром все же спохватились. Нигде нет! Я все же предложил на всякий случай заглянуть на кладбище. Там, весь в венках, безмятежно спал муженек моей двоюродной сестры, а рядом валялась пустая бутылка из-под водки. Он даже не простудился, хотя стояла глубокая промозглая осень. Чуть позже они развелись, и я не знаю, как сложилась его дальнейшая жизнь.

И вот передо мной был еще один человек, который решился переночевать на кладбище. Может быть, в этом есть какой-то странный ритуал?

Поразмышляв, решил не будить Макара. Ночь теплая, да и короткая в эту пору.

Луна опять исчезла из поля зрения. Чтобы пройти мимо крестов и памятников, пришлось вновь включить фонарик. Я тихо шел к себе домой и размышлял о том, что даже такое необычное происшествие можно трактовать по-разному. С одной стороны, может, и права поговорка, утверждающая, что пьяному море по колено. А что если это отчаянная до примитивности любовь племянника к своей тетушке?.. В чужую душу не заглянешь…

Проснулся я поздно, около десяти часов. Умылся и вновь сходил на кладбище. На месте, где спал этой ночью Макар, осталась лишь вмятина. Вокруг стояла привычная тишина.

Минуло три года. Нынешней зимой лед долго не становился на нашем озере. Вот и звоню Павлу чаще обычного, чтобы узнать, когда можно приехать на зимнюю рыбалку. Так и услышал, что не стало Макара. Правда, забыл спросить, где его похоронили. Рядом с тетушкой места вроде бы уже не было…
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter