Ночь, улица, бордюр...

Как поднять с асфальта 3 миллиона евро
Как поднять с асфальта 3 миллиона евро

Спешу к автовокзалу. Члены БРСМ из Гомельской областной инспекции Министерства по налогам и сборам сообщили, что в местах традиционного скопления «бордюрщиков» пройдет акция «Не дадим рулить таксистам–нелегалам».

Те пока не в курсе готовящегося удара. На подходе к вокзалу среди машин бродят дядьки в пуховиках. Обычно когда приближаешься, начинают бормотать: «Новозыбков, Новозыбков...» или что–то в этом роде. Так и на этот раз.

— И почем? — с готовностью поправляю рюкзак.

— Соточка, — как бы оправдываясь, оживляется дядька. — Овес–то нынче дорог.

Подкованный, классиков почитывает... Однако же ну и цены!

— В другой раз поедем. У меня с налоговиками встреча.

— Ну–ну, — ухмыляется «удачной шутке» нелегал и переключается на очередного журналиста, торопящегося к месту многообещающего действа. — Злынка, Новозыбков...

Задача молодых сотрудников налоговой службы — раздать листовки и разъяснить потенциальным пассажирам, почему не стоит пользоваться услугами «бордюрщиков». Доводы стары как мир: нелегалы не отвечают за пассажиров в случае аварии, не проходят регулярный медосмотр, не обладают достаточным профессионализмом, не платят налоги... При этом цена часто выше, чем у легальных таксистов.

С появлением активистов из налоговой инспекции машины, припаркованные у гостиницы «Гомель», стремительно разъезжаются. Обычно же нанять извозчика здесь можно в любое время суток.

— У меня проездной! — на всякий случай быстро отчиталась на вопрос сотрудников инспекции «Пользуетесь ли вы такси?» женщина среднего возраста. — Нелегалы? Хорошо, не буду с ними ездить.

Кстати, прошлым летом нечто подобное можно было наблюдать в Москве и Подмосковье. Одна из молодежных организаций провела акцию «Не дадим рулить мигрантам» (или «Нелегальное такси нам не по пути»). Уж не знаю, стали ли с тех пор жители Московской области реже пользоваться услугами «бордюрщиков» на добитых «девятках». Наверное, непросто, раздавая памятки, совершить перелом в массовом сознании. Особенно если легальных способов удовлетворения спроса не имеется либо они дороже.

— За сколько до Новозыбкова довезете? — спрашиваю у водителя с «законными» «шашечками» на борту машины, прощупывая конъюнктуру рынка.

Легальный таксист Василий Зуев выполнить заказ не берется:

— Вы что! Меня в России первый же милиционер на штрафстоянку отправит...

Несколько лет назад по гомельским таксистам серьезно ударили маршрутки. Впрочем, внутриотраслевая борьба пошла только на руку клиенту: появился выбор, сформировались приемлемые цены. Да и налоговики тогда радовались: удалось приструнить «бордюрщиков».

Нынче с маршрутками опять напряженка. Зато уехать в такси (легальном либо не очень) обычно нет проблем. Сегодня в этом бизнесе в Гомеле официально трудятся 129 индивидуальных предпринимателей и 7 фирм. Государственное предприятие с рынка ушло еще в 2005–м — неказистые желтые «Волги» единственного в области таксомоторного парка № 1 не смогли конкурировать с ухоженными иномарками частников. Сколько народу таксует «по–черному» — подсчитать невозможно. Как бы то ни было, пассажирам ночных поездов и ручку при выходе из вагона подадут, и вещи к машине поднесут, и анекдот расскажут. Но и цену заломят. Кто поопытнее, еще из поезда звонит в официальные службы такси — жизнь показывает, что так дешевле.

Впрочем, «ценовая политика» легальных таксистов тоже вызывает вопросы у налоговиков. Заместитель начальника управления координации и организации контрольной работы Гомельской областной инспекции Министерства по налогам и сборам Виталия Клевцова уже даже не удивляется тому, что по финансовым отчетам таксисты предстают сплошь энтузиастами и бессребрениками — выручку (если от нее зависят налоги) показывают и 200 тысяч в месяц, и 170. При том, что на эти деньги надо заправляться и обслуживать машину (а также жить и кормить семью). Выходит, еще и приплачивают, лишь бы ночь напролет возить пассажиров. Предпосылки такой «благотворительности» просты. Водители, мягко говоря, не всегда включают таксометр, фактически переходя в категорию нелегалов. В этой ситуации некоторые «знатоки» советуют пассажирам просто не платить — ведь на счетчике ноль. С другой стороны, как–то на мое предложение включить таксометр таксист честно сообщил: «Могу. Но по счетчику выйдет вдвое дороже».

Кроме пассажирской сознательности, гомельские налоговики рассчитывают на более действенные меры, такие как ужесточение ответственности за нелегальный извоз. Вплоть до конфискации машины, что практиковалось еще недавно. Нынче максимальное наказание — штраф 20 базовых величин.

Еще один стимул к искоренению нелегалов — недополученные налоги. Как следует из подсчетов Министерства по налогам и сборам, около 3 миллионов евро в год валяются буквально на дороге. У бордюра. Сумма вроде и небольшая в масштабах страны, но в государственной казне далеко не лишняя. Деньги надо поднять.

Кстати

Нелегалы чаще всего дежурят у вокзалов, ресторанов, дискотек, казино. Многие «бордюрщики» устанавливают табличку с «шашечками» на крыше машины. Настоящее такси можно распознать по желтой полосе и таксометру.

Мнение

Василий ЗУЕВ, индивидуальный предприниматель:

— Ночью только ленивый не вешает плафон и не едет «бомбить». Хорошо если из пяти машин — одна легальная... Вариантом решения проблемы я считаю возрождение официальных стоянок такси в оживленных местах. Там, где такие стоянки были ликвидированы, сегодня обосновались нелегалы. А стоял бы соответствующий знак — мы бы сами их оттуда выжили.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter