«Но пасаран!»

70 лет назад этот лозунг произносили и сотни белорусов, сражавшихся в Испании
...17 июля 1936 года радиостанция города Сеуты в испанской колониальной зоне Марокко несколько раз передала в эфир фразу «Над всей Испанией безоблачное небо», которая была условным сигналом к началу военного мятежа против правительства Испанской республики. Подняли его представители высшего офицерского корпуса испанской армии, крупные землевладельцы и духовенство, недовольные приходом к власти в феврале 1936 года коалиционного правительства, в котором сильные позиции занимали Коммунистическая и Социалистическая партии.

19 июля по мадридскому радио выступила член парламента, вице–председатель Коммунистической партии Испании Долорес Ибаррури, призвав весь испанский народ подняться на защиту республики. Знаменитые слова из этого выступления: «Но пасаран!» — «Они не пройдут!» — стали боевым девизом антифашистских сил всего мира.

Германия и Италия стали оказывать испанским фашистам военную помощь. В конце июля оттуда прибыли первые военные инструкторы и транспорты с оружием. 4 августа итальянская авиация впервые нанесла удар по кораблям республиканского флота. На следующий день в испанском порту Кадис вместе с новой партией военной техники высадились опытнейшие немецкие летчики из специально сформированного легиона «Кондор».

Действия Германии и Италии вызвали мощное движение солидарности с Испанской республикой, в которое включились самые разные политические партии, общественные организации, религиозные течения, отдельные граждане из 54 стран мира, включая Советский Союз.

Белорусский народ также не остался в стороне. Первые митинги в поддержку испанского народа прошли 3 августа 1936 года на минских фабриках «Коммунарка» и «Октябрь», заводах имени Кирова и имени Мясникова, городской электростанции N 1, в трамвайном парке, 2–й Советской больнице, Народном комиссариате просвещения, Центральном совете профсоюзов республики. Выступавшие предлагали отчислять часть заработка в фонд помощи Испании и сразу заполняли подписные листы.

В иных условиях приходилось действовать нашим землякам из Западной Белоруссии, находившейся в то время в составе Польши: польское правительство преследовало акции солидарности. Но, невзирая на запреты, крестьяне продавали часть урожая, чтобы внести свой вклад в фонд помощи Испании, на массовках составлялись приветственные письма, девушки вышивали платочки и кисеты, вязали теплые вещи для бойцов. Один из интернациональных батальонов испанской республиканской армии стал носить имя признанного вожака освободительного движения Западной Белоруссии С.Притыцкого. Берестовицкие комсомольцы вышили знамя с надписью «Белорусскому батальону имени Сергея Притыцкого в Испании — от комсомола Гродненщины».

Франция, понимая, что может стать следующим объектом интервенции фашистов, выступила инициатором заключения соглашения между европейскими странами о невмешательстве в испанские дела, к которому присоединились 27 европейских государств, в том числе Советский Союз, Германия и Италия. 28 августа 1936 года оно вступило в силу.

...Майечка Полещук, шестилетняя воспитанница минского детского сада N 32, пришла в редакцию одной из газет вместе с мамой, сжимая в кулачке письмо испанским детям, написанное матерью под диктовку, и 15 рублей, полученных ко дню рождения на покупку куклы. Девочка сказала: «Я жалею испанских детей, они голодные. Если наберется много денег, вы купите булки, масло, конфеты и игрушки и пошлите испанским детям». И таких примеров было немало.

Первые пожертвования советских людей в количестве 12.145.000 рублей еще в начале августа 1936 года были переведены во французские франки и перечислены Центральным советом профсоюзов на имя премьер–министра Испанской республики Х.Хираля «в распоряжение испанского правительства». А уже 18 сентября первый советский пароход «Нева» почти с 2 тысячами тонн продуктов, закупленных на собранные деньги, вышел из Одессы и 27 сентября благополучно прибыл в испанский порт Аликанте. До середины января 1937–го республиканская Испания торжественно встретила еще пять советских пароходов, сумевших беспрепятственно доставить продовольствие, одежду и обувь. 9,5 тысячи детских пальто, платьев, костюмов были сшиты на минских фабриках «Октябрь», имени Крупской, «8 Марта», «КИМ». 1 тысячу комплектов детского белья, шапочек, других предметов одежды изготовила витебская фабрика «КИМ».

Однако вскоре мятежники с помощью итальянских военных кораблей и германских подводных лодок практически полностью перекрыли средиземноморскую трассу. До мая 1937 года они совершили 86 нападений на советские суда в Средиземном море, при этом 3 были потоплены, команда одного из них 11 месяцев провела в тюрьме. Транспортам пришлось изменить трассу: из северных портов СССР, в основном Ленинграда и Мурманска, они направлялись к побережью Бискайского залива.

К сожалению, деятельность созданного в Лондоне комитета по невмешательству почти сразу превратилась в фикцию: Германия и Италия, формально оставаясь в рамках соглашения, на деле продолжали следовать прежним курсом. В этой связи Советский Союз заявил 7 октября 1936 года, что более не считает себя связанным соглашением, и начал оказывать Испанской республике военную помощь.

С середины октября 1936–го транспорты из Советского Союза начали доставлять наряду с продовольствием оружие, военную технику и боеприпасы, закупавшиеся вначале на средства испанского правительства, а затем по кредитам, предоставленным СССР. В Испанию прибывали также группы советских танкистов, летчиков, артиллеристов, моряков и других военных и гражданских специалистов. В конце октября в Картахену прибыл пароход «Курск», с которым помимо большого количества муки была доставлена первая партия самолетов–истребителей И–15, авиабомбы и бензин.

11 октября 1936 года научные работники Минска провели общегородское собрание. В президиуме находились президент Академии наук БССР академик И.З.Сурта, народный поэт Белоруссии академик К.М.Мицкевич (Я.Колас), профессора Я.Н.Афанасьев, Н.А.Дорожкин. Более 600 профессоров, преподавателей и студентов БГУ подписали приветственное письмо коллегам из Мадридского университета.

Распространилась практика обмена письмами между советскими и испанскими детьми, для чего они принялись активно изучать международный язык эсперанто. В Беларуси инициаторами такого общения стали гомельские школьники, вступившие в переписку со своими сверстниками из испанской провинции Валенсия.

С особым подъемом встречали в СССР и Белоруссии делегации испанских рабочих, бойцов республиканской армии, активистов Коммунистической партии Испании, общественных организаций, спортсменов. Большим событием стало пребывание в Минске футбольной команды Испании. Футболистов–басков, сражавшихся в республиканской армии, специально отозвали с фронта, чтобы продемонстрировать успехи республиканского спорта и одновременно инициировать сбор средств на продолжение борьбы. Сыграв матчи в Москве, Ленинграде, Киеве и Тбилиси, 8 августа 1937 года испанские спортсмены приехали в Минск. На следующий день они вышли на поле стадиона «Динамо» и победили со счетом 6:1 сборную Минска.

1 февраля 1938 года в белорусскую столицу прибыл председатель испанской секции МОПР Исидоро Асеведо в сопровождении члена Исполкома МОПР и ЦК итальянской Компартии Джованни Джермането. В течение трех дней они выступали на минских предприятиях, побывали во Дворце пионеров и октябрят, где их избрали почетными пионерами, вручили галстуки, альбомы и письма для передачи испанским и итальянским детям. В дальнейшей программе пребывания значились Бобруйск, Гомель, Могилев, Витебск и другие города Белоруссии.

Особенно горячее сочувствие вызывали у наших соотечественников бедствия испанских ребятишек. Известные белорусские артисты С.Бирилло, Л.Рахленко, Л.Ржецкая, Б.Платонов, И.Жданович, О.Галина и другие публично заявили о своем желании взять на воспитание детей, родители которых погибли. Республиканская Испания вынуждена была эвакуировать примерно 31 тысячу своих маленьких граждан во Францию, Бельгию, Великобританию, Мексику, Советский Союз и другие страны. Первый советский пароход с испанскими детьми в возрасте от 3 до 16 лет, выйдя из Валенсии 21 апреля 1937 года, 30 апреля прибыл в Ялту, где детей ожидала торжественная встреча и отдых в пионерском лагере «Артек».

В конце 1938 года в СССР находились 2.848 юных испанцев, которых окружили максимальной заботой и вниманием.

Белорусские предприятия, деятели культуры и искусства считали за честь оказать посильную помощь в обустройстве детских домов для обездоленных детей. В октябре 1936 года десять художников и скульпторов, среди которых были Е.Тиханович, Н.Дучиц, З.Азгур, А.Грубе, подарили для строившегося 2–го интернационального детского дома свои лучшие работы. Минская фабрика «8 Марта» направила по тому же адресу комплекты детского белья, а колхоз «Чырвоная Зорка» Борисовского района — лошадь. Тресты «Белкоопсоюз» и «Белплодовощ» организовали отправку в детские дома вагона яблок. Подарки испанским детям поступили также из Витебска, Гомеля, Могилева, Орши и других городов Белоруссии.

Каждый летний сезон маленьких испанцев вывозили на отдых, в том числе в Белоруссию. Уже в конце лета 1936–го на Гомельщине, в Чонковском санаторно–пионерском лагере побывала дочь Д.Ибаррури — Амайя (она была вывезена из Мадрида частным порядком под видом дочери коммерсанта). В начале июня 1937 года Наркомат охраны здоровья БССР выделил 10 путевок в белорусские санатории для детей 1–го и 2–го интернациональных детских домов, а минская фабрика «Коммунарка» — 5 мест в своем пионерском лагере. Летом 1938 года 15 испанских детишек отдыхали в Чонках и в Горвальской всебелорусской детской здравнице на территории Речицкого района.

Особой страницей интернациональной помощи, которую оказал Советский Союз сражавшейся Испании, является участие около 3 тысяч советских военных и гражданских специалистов в действиях республиканской сухопутной армии, авиации и флота. Среди первых групп советских авиаторов, прибывших в Испанию, были летчики из 18–й авиабригады Белорусского военного округа. А самым известным нашим земляком, сражавшимся в испанском небе, стал Сергей Грицевец, уроженец деревни Боровцы Барановичского района. Этот ас воздушного боя сбил более 30 самолетов противника, из них 7 — за один день, за что 22 февраля 1939 года был удостоен звания Героя Советского Союза. Через короткое время, 29 августа того же года, за отличие в боях уже с японскими интервентами в районе реки Халхин–Гол в Монголии он получил это звание вторично и стал первым в СССР дважды Героем Советского Союза. К сожалению, менее чем через месяц Сергей Иванович Грицевец погиб в авиационной катастрофе.

Внесли свой вклад в оказание интернациональной помощи испанскому народу и белорусы других военных специальностей: пехотинцы, артиллеристы, связисты, моряки. Уроженец Буда–Кошелево В.Дрозд являлся военным советником командующего флотилией эсминцев республиканского флота, лично участвовал во многих боевых операциях. Знаменитый К.Орловский, имевший богатый опыт партизанской войны на территории Белоруссии в 1920–х годах, также не остался в стороне от испанских событий. Назначенный военным советником 14–го партизанского корпуса республиканской армии, он щедро делился своими военными знаниями с испанскими товарищами. Любопытно, что на испанской земле Кириллу Прокофьевичу вновь довелось встретиться по разные стороны баррикад со своим старым «знакомым» — С.Булак–Балаховичем, который некогда командовал антисоветскими формированиями на белорусском Полесье, а через двадцать лет в Испании нашел себе применение в штабе мятежного генерала Ф.Франко в качестве специалиста по организации диверсий.

Солидарность с антифашистской Испанией навсегда осталась в истории как самое мощное движение представителей различных политических и социальных сил, объединенных антивоенной идеей. По ряду причин оно потерпело поражение, однако сумело заложить прочную основу для создания антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны, ставшей одним из решающих факторов разгрома фашизма и нацизма.

ВОРОНКОВА Ирина.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter