Нижний ярус

Репортер диктует из... оврага
Репортер диктует из... оврага

Каждый город чем–то славится: к примеру, народными ремеслами, знаменитыми земляками, особенностями архитектуры... У Могилева также есть свои особые приметы, одна из них — неповторимый ландшафт с холмами да оврагами. Даже в самом центре города чуть ли не за каждым административным зданием — горисполкомом, управлением внутренних дел, главпочтамтом — обязательно есть крутой спуск, лестница или тропинка и в каждой низинке — улицы, переулки, частный сектор. Подгорная, Левая и Правая Дубровенка, Струшня, Струшенский овраг, Республиканский спуск. Многие могилевчане всю жизнь прожили в оврагах, где в подвалах домов после дождей собирается вода, куда не ходит общественный транспорт, по вечерам слабо освещены улицы. И тем не менее не каждый согласится куда–то переехать из такого дома.

...Когда тепло, побродить по «нижним» улочкам одно удовольствие. Вроде бы и город, но ничего городского. Цветут полевые ромашки, поют петушки, стрекочут кузнечики, журчат ручьи. По вечерам и выходным в низинах постоянно веселятся компании: молодежь и люди постарше отмечают праздники, устраивают пикники. Для тех, кто живет «наверху», очень удобно, не надо никуда ехать, спускаешься вниз по лесенке — и ты на природе. А вот для обитателей «нижних» улиц — одна головная боль. Ведь когда гости расходятся по домам в приподнятом настроении, хозяевам остаются горы бутылок да упаковки от чипсов. Есть и другие минусы жизни в овраге: к примеру, зимой хоть и чистят от снега ступеньки лестниц, посыпают песком, но ходить по ним на работу все равно скользко, а весной талые воды размывают заборы, огороды и фундаменты, несут мусор со всего Могилева вниз. Грядки таких участков расположены под уклоном, закреплены «плотинками», чтобы при поливе не стекала вода.

...Могилевчанка Татьяна Ганжина большую часть жизни прожила в маленьком домике на Республиканском спуске, где и сейчас остались мать и брат. Всякое бывало... Скажем, после дождей по улице текло столько воды, что смывало люки с канализационных колодцев. А еще, бывало, какие–то «умники» подъезжали на грузовике, сбрасывали мусор, чуть ли не на головы обитателей оврагов. Несколько раз власти только соорудят по просьбе горожан новенькую деревянную лестницу, а к утру перила исчезали, потому что кому–то понадобился брус. И все же, переехав в квартиру, Татьяна скучает по своему Спуску, тихому, зеленому, уютному. Хоть и непросто по холмам ездить вверх–вниз на авто, а люди привыкли. Зато гаражи в частном секторе рядом с домами. Где еще в центре города такое возможно? И воздух чистый, по ночам не доносятся шум машин, громкая музыка из ресторанов, а за укропом–петрушкой на рынок идти не надо, все это растет рядом с домом.

Но больше всего повезло жителям Правой и Левой Дубровенки. Еще несколько лет назад и здесь из–за грязи с трудом проходил транспорт, мусорные кучи высились чуть ли не вровень с заборами, а по вечерам из–за темноты многие боялись высунуть нос со двора. Кто мог подумать, что жить здесь станет престижно, что место это станет одним из самых красивых в городе, с великолепной набережной — асфальтированной дорогой и широким тротуаром, красивыми фонарями по всему пути?! Люди по–прежнему ходят сюда отдыхать, но теперь не с выпивкой и закуской, а с книгами и газетами, с детскими колясками. Многие совершают здесь пробежки, не редкость — люди на коньках и велосипедах. Теперь чистоте этих улиц можно позавидовать — кругом урны, да и убирают так, что мусорить стыдно.

После того как речку Дубровенку почистили, «заковали» берега в бетон, сырость из близлежащих домов исчезла. Местные жители и сами взялись за благоустройство: поштукатурили стены, отремонтировали крыши, посадили цветы вдоль заборов, пытаются воспитывать менее аккуратных соседей.

— Посмотрите, какая у нас красота, кусты, клумбы, — с гордостью показывает мне свои владения Надежда Новикова с улицы Вербовой. — Одна беда: дом на три семьи, у двух чистота, а третья совсем участок запустила, держат коз, гусей, во дворе грязная лужа. Козы пасутся у речки, цветники портят! Привыкли жить в грязи и не хотят замечать, что вокруг все изменилось.

Да, неудобные соседи есть на каждой улице, и все же испортить впечатление от такой красоты даже им не под силу.

Светлана Николаевна Ольшевская, биолог по специальности, преподавала в институте повышения квалификации, сейчас на пенсии. Сама живет «наверху», но, сколько себя помнит, всегда любила бродить вдоль Дубровенки, здесь же часто прогуливалась ее мама, даже когда никакого благоустройства не было и в помине. Воздух около малюсенькой речки очень свежий. Недавно к Светлане Николаевне приезжали гости из Москвы, согласились: место чудное.

Конечно, в большинстве могилевских оврагов условия жизни пока далеки от совершенства. Почтальоны, социальные работники по–прежнему сетуют, что по некоторым лестницам страшно спускаться. Водители такси по многим таким адресам после дождей и по зимнему льду ездить отказываются. И все же жители «нижних» улиц убеждены, что рано или поздно и у них все переменится к лучшему, сделают хорошие дороги, крепкие лестницы — и тогда все минусы превратятся в плюсы. Ведь что ни говори, а холмы и овраги смотрятся куда привлекательнее унылой равнины.

В тему

По преданию, холмы и овраги, на которых возник Могилев–на–Днепре, с древности влекли людей, причем эти места благословил апостол Андрей Первозванный.

Кстати

Небольшая речушка Дубровенка, расположенная в овраге, известна тем, что 10 апреля 1942 года здесь произошло трагическое событие, вошедшее в историю как «Могилевское цунами». После артобстрелов дамба не выдержала, и огромная волна высотой около 8 метров понеслась в базарный день в сторону Быховского рынка, сметая на пути деревянные строения. В течение двух недель в реке находили тела утонувших, среди них были фашисты и полицаи.

Фото Александра ЛАЗАРЕВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter