Два километра Английской набережной залило кровью: погибли 84 человека, более 100 изувечены

Ницца расплачивается за иммиграционную политику

До вчерашнего дня громадный грузовик, беспощадно давящий людей, оставался лишь в голливудских сюжетах. Этот кошмар, доселе являвшийся плодом фантазии Стивена Спилберга, воплотился в реальность на Лазурном Берегу. Время и место теракта наверняка были выбраны для того, чтобы ударить по Франции побольнее. Смертельное нападение произошло в день главного национального праздника страны, в городе, где люди привыкли чувствовать себя в безопасности. Это же не тревожный Париж с его бесчисленными военными патрулями: в благодатной Ницце отдыхающие расслабленно любовались салютом в честь Дня взятия Бастилии, когда в их толпу врезался тяжелый Renault Midlum. Два километра Английской набережной залило кровью: погибли 84 человека, более 100 изувечены.


К этому моменту ключевые подробности трагедии уже разлетелись по интернету, нет смысла их повторять. Разумеется, главные, первые, самые острые чувства, вызванные новостью о чудовищном теракте, — ужас, боль, сострадание и возмущение. Позже, когда появилась официальная реакция на бойню в Ницце, возникли также горечь и досада. Они пришли вместе с чувством дежавю — ощущением, что все это уже было, и не один раз. Только в прошлом году во Франции произошло пять крупных терактов, после которых президент Франсуа Олланд уже привычно призывал народ сплотиться и усилить бдительность, Барак Обама из–за океана решительно осуждал, а евродепутаты робко предлагали закрыть границы... Вчера все это повторилось с пугающим однообразием. Вплоть до предложения депутата Европарламента Эдуарда Ферранда о том, что Франции надлежит срочно перекрыть въезд всем мигрантам. Как будто это способно свести на нет террористическую угрозу. А ведь авторы парижских терактов и исполнитель массового убийства в Ницце были отнюдь не приезжими–нелегалами, а вполне законными гражданами Евросоюза... Кстати, с той же трибуны в Брюсселе проповедовалась бездумная  иммиграционная политика, скорбные плоды которой пожинает сегодня Ницца. Но теперь утопическая идея об интеграции приезжих в «единую европейскую семью» терпит крах с драматическими последствиями.


Как раз типичность реакции на новую трагедию заставляет с сожалением думать о том, что серьезных политических и силовых мер по противодействию террору опять не последует. Правда, президент Олланд заявил, что продлевает на три месяца режим чрезвычайной ситуации, введенный после ноябрьских терактов в Париже. Но, как видно, никакой особой защищенности этот режим французам не принес. Право слово, странно выглядит «чрезвычайная ситуация», во время которой столь массовые, многотысячные мероприятия, каким является традиционное наблюдение за фейерверком с Английской набережной, не окружены тройным кольцом жандармерии на бронетранспортерах. А ведь достаточно было ввести в Ницце (желательно — по всей стране) те же меры безопасности, какими мог похвастать чемпионат Европы по футболу, и трагедии могло не случиться. Даже самый отмороженный фанатик не решился бы действовать, зная, что просто не сможет миновать полицейские кордоны на пути к беззащитной толпе. Но вышло иначе, и сегодня очевидцы рассказывают о неконтролируемой панике, малочисленности сил правопорядка и их запоздалой реакции на произошедшее.


Взрыв в Минском метро дал Беларуси столь кровавую прививку от терроризма, что ни одно скопление людей, будь то концерт или футбольный матч, не обходится у нас без значительных милицейских сил и рамок металлоискателей. К месту проведения праздничных салютов не то что на грузовике — на мопеде не просочишься, личный транспорт приходится оставлять за несколько кварталов. Все это без какого–либо режима чрезвычайщины, а просто потому, что власти всерьез озабочены сохранностью жизни и здоровья своих граждан. И этот факт все острее (по мере обострения террористической угрозы в мире) начинают понимать даже те, кто еще вчера ворчал по поводу якобы излишних мер безопасности.


Уже очевидно, что традиционные способы борьбы с террором перестают работать. Проигрышной является реакция на уже состоявшиеся теракты. Например, французские спецслужбы заявляют, что у них появились новые технологии выявления взрывчатки, а законспирированные боевики ИГ тут же доказывают, что десятки людей можно убить и без тротила. Английские полицейские хвастают, что почти победили незаконный оборот огнестрельного оружия, а религиозные фанатики обыкновенными тесаками режут британских солдат прямо на улицах Лондона.


Неизменным в тактике террористов остается одно: они опасаются проводить атаки против «трудных мишеней» — хорошо охраняемых объектов и мероприятий. Там вряд ли добьешься эффекта обезумевшей толпы, в страхе затаптывающей раненых. Другое дело беззаботные отдыхающие да малочисленные патрули. Как в Ницце.

Быть может, хоть теперь будет сделан вывод, что с этой лазурной беспечностью пора кончать?

Роман РУДЬ.

rud@sb.by

Брестчанка из Ниццы: «Вокруг было много детей и женщин с колясками»


В эпицентре событий оказалась и брестчанка Н., которая живет в Ницце вместе с мужем. Вечером 14 июля пара и две их подруги отправились на Английскую набережную, чтобы посмотреть салют — несколько фотографий девушка успела разместить в социальных сетях. А дальше был кошмар...

Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ.

— Когда салют закончился, люди медленно шли, возвращались домой. И вдруг их всех стал давить огромный грузовик. Началась паника, все бежали, я заметила, как много вокруг детей, женщин с колясками. Мой муж — бывший военный. Он вывел нас, заставлял не бежать, потому что это тоже было опасно. Ведь водители транспорта, ехавшего в сторону происходящего — это и машины, и мотоциклы, — завидев бегущих людей, тут же разворачивались, даже в запрещенных местах. Можно было попасть под машину. Мы добрались до парковки, на которой оставили свой автомобиль, — там уже было спокойнее. Потом очень долго выезжали и окольными путями добрались домой. Мою семью уберег Бог: все мы сейчас приходим в себя. На улицах города очень много полиции: и без того напуганных мирных жителей обыскивают в торговых центрах, на вокзалах. А вот на празднике полиции вообще не было видно...

Инна КАБЫШЕВА.

meleshko@sb.by

Советская Белоруссия № 136 (25018). Суббота, 16 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter