Корреспондент «Р» наблюдала, как проходил первый экзамен ЦТ по белорусскому языку

Никто не тянул за язык

— Вам что-то подсказать? Или валерьянки? — члены оргкомиссии по проведению централизованного тестирования на базе Минского государственного лингвистического университета полны юмора и позитива. — Журналист? Сейчас мы вас проверим по спискам. Вы же понимаете, в такие дни все строго. 


Пока меня ищут в списках, оглядываюсь по сторонам. Непривычно — тишина и спокойствие. Ни тебе зубрящих по углам абитуриентов, ни их родителей. Может быть, просто рано? Да нет, на часах 10.15. Редкие абитуриенты проникают внутрь очень быстро — четко работают организаторы. Плюс, как мы узнаем позднее, экзамен на этом пункте тестирования сдают немногим более двухсот человек. Да и многие приехали заранее. 

Первое, что попадает в поле зрения, это тумба с ноутбуком, на котором красуется надпись «Узнай свою аудиторию». Здесь в желтой майке с символикой вуза дежурит один из организаторов. Левее — указатель с номерами всех аудиторий сегодняшнего ЦТ. Кстати, их всего три, рассказывает представитель КГК в данном учебном заведении Виктор Бурло:

— Одна из них большая, рассчитанная на 130 абитуриентов, вторая — на 43 и третья — на оставшихся. Нет разницы, какой величины аудитория: если она аккредитована, значит, соответствует всем требованиям и проблем не будет. Кстати, мы на этом пункте тестирования работаем уже с семи утра. Еще раз проверили аудитории, где проходит ЦТ, убедились, что они правильно оборудованы — везде есть часы, возможность для правильной рассадки и так далее. Так что у нас все под контролем. Наша задача — соблюсти исполнение законодательства на всех этапах — от входа в здание до выполнения заданий ЦТ. Нам в этом помогают организаторы из вуза, студенческий актив.


Абитуриента контролируют в несколько этапов — на входе, когда проверяют паспорта и пропуска, а потом у аудитории. В обоих случаях напоминают: необходимо сдать все лишнее. Но всегда есть те, как, кстати, и в этот раз, кто не преодолевает и первого барьера, сетует Виктор Бурло: 

— Сегодня у одного абитуриента не оказалось паспорта, вторая девушка взяла не свой паспорт. Вопрос, успеет ли она съездить за своим документом домой в Фаниполь. А ведь из-за такой досадной оплошности можно потерять шанс стать студентом в этом году.

На первом этаже и у каждой аудитории дежурят парни с наушниками, напоминающие самую настоящую охрану. Вообще, как оказывается, именно эти функции по охране правопорядка на территории университета при проведении ЦТ они и выполняют. Об этом рассказывает командир добровольной дружины МГЛУ Иван Рыбников. Кстати, по его словам, ребята задействуются на всех важных мероприятиях МГЛУ, в том числе выездных:

Представитель оргкомиссии МГЛУ по проведению ЦТ Дмитрий ТУПИК вскрывает пакеты: через считанные минуты начнется первый экзамен централизованного тестирования

— У нас здесь случайных людей нет. Принцип отбора? Главное, чтобы человек был надежным. Мы же лицо университета! Во время приемной кампании работаю уже третий год. На этом экзамене дежурит восемь наших дружинников, а вот на ЦТ по русскому языку, поскольку оно будет более многочисленным, будет 20 — по одному человеку у аудиторий и на этаже, а также здесь, в холле. Но наша главная задача — информативная. Ни в коем случае мы не обыскиваем абитуриентов, не препятствуем их передвижению. 

В 10.30 мы попадаем в святая святых вуза, где под контролем самого председателя государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в учреждениях высшего и среднего специального образования в 2017 году заместителя Премьер-министра Василия Жарко вскрывается сейф с заданиями тестирования. Дальше тесты и бланки ответов попадают в аудитории. В одну из них приходим и мы. На часах 10.35. Начинать, по словам организатора Татьяны Глуховской, слишком рано:

— Впереди еще больше 20 минут! Будем ждать до последнего. 

И правда, за это время подтягивается человек десять, хотя большинство уже заняли свои места. За пять минут до начала не хватает девятерых. Ребята подходят к столам организаторов, показывают документы, тянут номерки с местами, которые потом займут. И оставляют то, что им может помешать на экзамене. Или то, что смущает самих организаторов. Например, крупная бижутерия, показывает пакеты с вещами Татьяна Глуховская: 

— Мы по положению не должны впускать абитуриента в аудиторию, если что-то вызывает у нас сомнения. И мы свою задачу выполняем. Может, это какая-то запрещенная гарнитура? Оставляем ручки, если они не гелевые — такие на экзамене все равно не пригодятся. Выдаем другие. 

Без опаздывающих не обходится ни один экзамен, говорит Татьяна Глуховская:

— Бывает, приходят в 11.00. Почему? Ситуации бывают всякие — транспорт подвел, проспали. Но мы их еще допускаем. Главное, чтобы не были вскрыты варианты заданий. 

Стрелки часов неумолимо приближаются к 11.00 и к абитуриентам с пожеланиями успешной сдачи экзамена обращается Василий Жарко:

— Это первый экзамен централизованного тестирования этого года. Желаю, чтобы вы сдали его наилучшим образом и поступили туда, куда сами хотите. Будьте спокойны, выдержанны — вы готовились, а значит, все знаете.

Итак, первый экзамен начался. Ребятам остается лишь собраться с мыслями и выдать все свои знания на-гора.

Прямая речь


Василий ЖАРКО, заместитель Премьер-мини­стра: 


— Все пункты, где проводится централизованное тестирование в этом году, а их 41, готовы. В этом я уверен. Их проверка проводилась ранее. Экзамен по белорусскому языку сдают более 28 тысяч ребят. Все они владеют информацией о проведении и правилах ЦТ. Эту работу контролирует госкомиссия. Работают «горячие линии». 

veraart14@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter