Никто не любит должников

О корпоративных долгах

Долги не любит никто. Не важно, вы должны или вам: это сильно портит настроение. Может навсегда испортить отношения самых близких людей — примеров множество.


Юридические лица бывают точно так же обременены обязательствами друг перед другом. Если должна ваша фирма, это кредиторская задолженность, если должны ей (за поставленные товары, оказанные услуги), — дебиторская. Последствия от этого серьезнее, чем в личной жизни. Долги юридических лиц в совокупности могут составлять экономическую проблему для государства.


Дебиторская задолженность к 1 сентября 2012 года достигла 141,3 трлн. рублей. Более 10 процентов этой суммы — 15,2 трлн. рублей — долги просроченные. В них, в свою очередь, 45,7 процента составляет доля предприятий промышленности. Это означает дефицит оборотных средств, что сковывает предприятие по рукам и ногам.


Не случайно проблема обсуждалась среди приоритетных, в частности, во время недавней рабочей встречи Президента с Премьер–министром. Напомню требования А.Лукашенко: «...Надо сейчас напрячься по экспорту, уменьшать дебиторскую задолженность, больше продавать... Все в материальном производстве: произвел, продал, получил деньги на внешних рынках. И будет нормальная ситуация».


Как видно, корпоративные долги отнюдь не являются частным делом хозяйствующих субъектов. Между тем в отношениях юрлиц проблема имеет особенность, которая меж простыми людьми не наблюдается. Некоторые мало беспокоятся долгами, которые имеют перед ними иностранные партнеры. Контракт подписывают, товар отгружают, но деньги за него не требуют. И даже способствуют тому, чтобы долг рос. Почему? Это выясняет, в частности, департамент финансовых расследований Комитета госконтроля. Типичную схему рисует Сергей Дробышевский, начальник аналитического отдела оперативно–аналитического управления ДФР.


Предприятие успешно продает на внешнем рынке свою продукцию. Руководитель (иногда — руководители) регистрирует за границей фирму–посредника. Как правило, на свое имя. Вскоре основной объем продукции только через нее и отгружается. Подключаются лжепредпринимательские структуры, через которые оформляется фиктивная реализация. Производитель денег не получает, дебиторская задолженность растет. Но «бизнесмен» прямо в этом заинтересован, поскольку выручка от реальной продажи идет на его личный банковский счет в оффшорной зоне...


Но это, как говорится, чистый криминал. Есть схемы «серые», не столь явно мошеннические. Некоторые из них применяют торговые дома, которые за границей имеют немало наших производителей. Проблема в том, что дома эти являются иностранными резидентами: контроль за их финансами затруднен. Между тем дебиторская задолженность только одного из белорусских промышленных предприятий по внешнеторговым контрактам составляет десятки (!) миллионов долларов США! Повинен в этом торговый дом.


С.Дробышевский предпочитает схемы не раскрывать, имена и брэнды не называть. Важно, во–первых, что они известны. Во–вторых, недавние изменения в правилах проведения проверок дали госконтролю новый инструмент — мониторинг. Его назначение — не наказать, а предупредить. Инструмент работает!


Сравним цифры. Штрафные санкции, примененные к субъектам хозяйствования (за нарушение требований Указа «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»), суммарно составили с начала года 24 млрд. руб., из которых в бюджет поступило 7,8 млрд. Зато предупредительные мероприятия обеспечили возврат 96,4 млрд. руб. внешней дебиторской задолженности, которая в целом сократилась на 17 процентов.


Проблема ее образования и погашения свойственна не только белорусской экономике. Российская, к примеру, демонстрирует практически такие же показатели — не в абсолютных цифрах, конечно, а в процентах от ВВП.


Проблема системна и в контексте лишь национальных экономик не всегда разрешима. По инициативе департамента финансовых расследований ее специально рассмотрели участники двух форумов, состоявшихся в сентябре в Одессе: 14–го заседания Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств — участников СНГ (КСОНР) и международной конференции «Совместные усилия компетентных органов стран Восточной и Западной Европы в борьбе с финансовыми (налоговыми) преступлениями». Было решено более детально изучить ее на следующем заседании КСОНР, которое состоится уже в Минске. Без объединения усилий здесь абсолютного успеха явно не добиться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter