Никому не нужные. Ни одного наблюдателя от «Весны» в суде над «правозащитниками» не было и нет

Волонтеры где-то есть

В суде Ленинского района г. Минска заканчивается оглашение письменных материалов уголовного дела в отношении руководства «правозащитного» центра «Весна» Александра Беляцкого, Валентина Стефановича, Владимира Лабковича и Дмитрия Соловьева. Осталось буквально пару заседаний, и суд уже перейдет к допросу обвиняемых и прениям. А там уже и приговор не за горами.


И только «правозащитная» «Весна», которая сейчас обосновалась в Вильнюсе, продолжает чистку рядов – панически ищет в себе стукачей. Но в стукачи определяют все не тех и информация продолжает утекать из «Весны», как вода из решета. А пока «Весна» занята перетряхиванием своих рядов, она полностью сливает процесс над своим руководством.
Ни одного наблюдателя от «Весны» в суде над Беляцким, Стефановичем и Лабковичем нет и не было. О происходящем весновцам иногда рассказывает сестра Стефановича Ольга, которая тоже не часто бывает на процессе. А из своих – никого.

И вот только не надо пафоса про аресты и задержания, которые кому-то там грозят за посещение судов. Ну сидят сейчас в зале полтора пенсионера, некоторые даже по клавишам ноутбука сосредоточенно стучат, фиксируя, например, архиважную информацию о том, кого первым пропускают в зал заседаний. И что-то они никому не интересны. Да и «правозащитники» из парочки почему-то недобитых организаций даже иногда заглядывают – все живы и на свободе. Так может, нет уже «Весны»?

А как же заявления о том, что в «Весне» больше сотни волонтеров и вообще организация дружно продолжает свою работу? Где? В барах и спа-салонах Вильнюса и немного Варшавы? Именно там желают тусоваться пару десятков человек из околооппозиционной молодежи, которых Наталья Сацункевич, входящая сейчас в «раду» «Весны», набрала в волонтеры. Да и сама «рада» не хочет особо напрягаться для тех, под чьим «мудрым» руководством они столько лет «работали».
Павел Сапелко, Наталья Сацункевич, Алексей Колчин, Андрей Полуда оторвали бы кого-нибудь от латте с массажем и отправили в Минск наблюдать за процессом над бывшим начальством. Не все же двадцать «волонтерок» у вас там из велосипедного движения, или от анархистов их к вам занесло, или напрямую от Жириновского, как Бабаеву. Вменяемые есть? Или действительно нет? Тогда можно от всей души поздравить обвиняемых: «Весны» действительно больше нет. Виртуозно прикрывать отсутствие какой-либо деятельности тоже надо уметь.


А может, все-таки «раде» наплевать на Беляцкого, Стефановича и Лабковича? Потому и отношение такое. Ведь до «власти» в «Весне» дорвались те, кто столько лет был фактически на побегушках и кому так мечталось пролезть в руководство. Вот и пролезли, и наслаждаются, и плевать им, что там с бывшими происходит. Ведь нет теперь ничего более важного, чем сейчас вдоволь насладиться своим положением и получить с него хорошие дивиденды.    

Удачно отдохнул

Например, тот же юрист Павел Сапелко. В «Весне» официально почти 12 лет, это срок. А неофициально Сапелко терся возле «Весны» уже лет 20 назад, зарабатывая себе неплохую прибавку к «скудным адвокатским доходам», пока была возможность.
Кстати, в 2009-м его даже признавали лучшим адвокатом года по версии Белорусского дома прав человека в Вильнюсе (БДПЧ). Это тоже «Весна» поощряла премиями. Так что звание «одного из старейших весновцев», оставшихся на свободе, сейчас по праву его.
А кто-то знает, чем Сапелко занимался в «Весне»? Ну вот так, чтобы, как у Лабковича, например, инициатива «Правозащитники за свободные выборы», у Стефановича – работа с региональными офисами, у Полуды – смертная казнь. Не знаете? А не было у Сапелко такого хлебного направления, которое он мог бы в свое удовольствие доить и под которое получал бы деньги. Он просто так и остался обслуживающим «чужие» проекты и «Весну» персоналом.
Использовали Сапелко в «Весне» все время на вторых-третьих-пятых ролях: документ составь, жалобу напиши, запрос отправь. Конечно, не так уж сильно он был обижен финансово, все-таки в весновские проекты юристом его включали регулярно и получал он с этих проектов немалые зарплаты. Но все это не то по сравнению с масштабами, которые давали возможность светить лицом от имени «Весны». И конечно, класть в собственный карман хороший процент денег, выделенных на очередной «собственный» проект.

Связана такая весновская «дискриминация» в отношении Сапелко с тем, что появился он в «Весне» в не самое благоприятное время.

В марте 2011 года Сапелко был лишен адвокатской лицензии за «нарушение требований Уголовно-процессуального кодекса и правил профессиональной этики». Защищал он в ту пору Андрея Санникова и Павла Северинца (еще помните таких?) и давно числился своим среди змагаров. Потерянную лицензию, как и положено, объяснили тем, что Сапелко героически защищал представителей оппозиции, слегка потрепанных после антиправительственного митинга в декабре 2010 года. Типа власть отомстила «мужественному адвокату» и прочая оппозиционная чушь.
Но на самом деле все было до банальности просто и, в свете всех этих трескучих змагарских эпитетов про мужество и самоотверженность, довольно неприглядно. Где-то в начале 2011 года охреневший от собственного величия Сапелко решил съездить в отпуск в теплые страны.
На пороге каких-то «оппозиционных катаклизмов» змагары у нас нереально наглеют, что уж говорить про «великого оппозиционного защитника» Павла Сапелко. У этого наглость вообще зашкалила, и, когда руководство юридической консультации Советского района Минска, где он официально работал, в отпуск его не отпустило, он послал всех тоже в отпуск и отбыл на пляж без разрешения начальства. Героический поступок, не правда ли?
Банальное отсутствие на работе стало причиной лишения Сапелко адвокатской лицензии. Но поскольку адвокаты лишаются своих лицензий не только увольнением из юрконсультаций, то за сапелкинские фортеля с отпуском Минюст направил в Минскую городскую коллегию адвокатов представление о нарушении адвокатом и адвокатской этики, и требований УПК. Ведь за время, пока Сапелко грелся на пляже, свои обязанности защитника и представителя обвиняемых он не выполнял, чем и нарушил УПК вместе с адвокатской этикой. Так очередной «пострадавший от репрессий» Сапелко и прибился к «Весне». А ведь мог и лицензию восстановить со временем, но не стал.

Не вовремя

Надо сказать, что 2011 год был действительно максимально неудачен для прихода в «Весну». Едва Сапелко успел осмотреться на новом месте работы, как в августе 2011-го арестовали за неуплату налогов и посадили Беляцкого. В «Весне» сразу же начался дележ руководящих позиций. Только что пришедший Сапелко в этом внутреннем бурлении участия не принимал в силу отсутствия заслуг и возможностей.

Тогда во внутренних весновских разборках «победила» Татьяна Ревяко, которая и стала лицом «Весны» до возвращения Беляцкого. Что бы там потом ни сочиняли про роль Валентина Стефановича во время первой отсидки Беляцкого, не было у него никакой роли. Разве что тихо сидеть в офисе и пытаться укрепить несколько подпорченные связи с иностранными донорами.
Надо сказать, что Ревяко не зря рвалась на ведущие позиции. Беляцкий всегда искренне считал, что женщина не может ничем руководить и вообще она существо второго сорта. О своих взглядах на женщин Беляцкий, конечно, не распространялся, но в его «Весне» они всегда были на подхвате. И вдруг у Ревяко получилось выбраться на первые позиции. Естественно, она тут же поставила на место всех имеющихся в наличии мужчин-сотрудников. И нового сотрудника Сапелко в том числе. Так они и простояли на отведенных им местах до июня 2014 года, когда Беляцкий неожиданно оказался на свободе.
Освободившись в 2014-м, Беляцкий быстро навел порядок, выдавив Ревяко и ее ближайшее, преимущественно женское, окружение из «Весны». Сначала Ревяко отдали кресло президента БДПЧ, но и тут она, видимо, сильно раздражала Беляцкого. Ведь что ни говори, но смотреть на привлекательную и неглупую женщину, которая за три года смогла стать хорошо узнаваемой на международной арене, гораздо приятней, чем на самого Беляцкого. И иностранным донорам в том числе. Поэтому и с должности президента БДПЧ Ревяко «ушли» очень быстро.

Показания Ревяко в рамках уголовного дела в отношении ее бывшего начальника и соратников тоже звучали в суде. Ревяко практически ничего не сказала о деятельности «Весны», в которой она довольно долгое время принимала самое непосредственное участие, но не преминула отметить, что деньги она всегда получала из рук Беляцкого. То же самое подтвердили и другие сотрудники «Весны» – Ласица, Маслюкова, Полуда, Лаптенок, Сыс. И это информация из официальных допросов свидетелей. А представляете, какую информацию о «Весне» могла слить, например, та же Ревяко, которой Беляцкий фактически загубил карьеру?

Нет и никому не нужны

Но вернемся к Павлу Сапелко. С возвращением Беляцкого из колонии его положение не сильно изменилось. Да, его по-прежнему иногда выставляли в качестве говорящей головы, если надо было поговорить на юридические темы, но это все. А ведь Сапелко привык звездить, быть одним из самых крутых адвокатов, пусть исключительно по версии оппозиции, но все же. Поэтому существование в таком «униженном» положении не могло не сказаться на его отношении к тем, кто его в это состояние поставил.

И вот сейчас, когда Беляцкий, Стефанович и Лабкович с 2021 года в СИЗО, Сапелко с компанией наконец-то дорвались до того положения, в котором им, как они считают, самое место. И возможно, именно этим объясняется практически полное отсутствие у оставшейся «Весны» интереса к процессу над ее недавними лидерами.


Вот и нет ни одного весновца в суде. Даже дипломаты сделали вид, что их интересует процесс, а «Весна» – нет. И это лучше любых слов говорит об отношении к обвиняемым их бывших коллег. Нет больше Беляцкого, Стефановича и Лабковича в «Весне» – и не надо. А чтобы и подольше не возвращались, кому только какую информацию не сольешь …


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter