Николя Тодт: «Надо поверить в гонщика, когда он еще НИКТО!»

Хотя в паддоке «Формулы-1» мы виделись с Николя Тодтом до нашего с ним знакомства много раз, у меня все не было причин обратиться к нему за интервью. Эта причина появилась после того, как в роли его подопечного оказался российский гонщик (с белорусскими корнями) Даниил Квят, вернувшийся в «Формулу-1» после вынужденного годичного отпуска. На Гран-при Испании, в очередной раз случайно встретив Николя в паддоке, я обратился к нему с просьбой о будущем интервью для белорусского издания. И, увидев на мне жилетку фотографа Ф1, француз спросил: «Меня только что из журнала «Форбс» попросили срочно прислать мою фотку. Сколько тебе нужно времени, чтобы ее сделать и переслать мне на мэйл?» Прикинув расстояние до моего компьютера в пресс-центре, я сказал, что в течение семи минут файл со снимком будет у него на «ящике». Слегка удивленный Николя пообещал, что если у меня получится сдержать слово, то я могу рассчитывать на интервью с ним при первом удобном для меня случае. Минута на съемку, четыре минуты бегом до пресс-центра и еще пара минут, чтобы сбросить несколько снимков на электронный адрес Тодта. Я уложился в обозначенный тайминг, несмотря на жаркую погоду в тот день на автодроме в Монтмело. 

Для интервью у нас у обоих нашлось время лишь спустя несколько месяцев. Настала очередь Николя выполнять свою часть нашего с ним «договора». 

Николя Тодт и Владимир Васильев во время интервью для "СБ. Беларусь сегодня"  

— Николя, у вас стаж менеджера пилотов «Формулы-1» почти 20 лет. С этой позиции каково ваше мнение: нужен ли действительно гонщику «Формулы-1» менеджер?

 Конечно, это не обязательно. Но в то же время хорошо иметь рядом в своей карьере кого-то, кто может посоветовать. В «Формуле-1», в этом сложном мире, очень специфическом, хороший совет может дать многое. Здесь не так много людей, от которых зависят ответственные решения. Поэтому пилоту очень легко сделать ошибку, которую затем будет сложно исправить. Мое убеждение состоит в том, что пилот должен концентрироваться на  хорошем пилотировании. А все что касается бизнеса, связанного с его участием в этих гонках, то лучше, чтобы этим занимался профессиональный менеджер, то есть специально обученный этому человек. 

42-летний Николя Тодт хорошо известен в паддоке не только как сын президента ФИА Жана Тодта. 

— Каждый должен заниматься своим делом?

 В общем-то да. Хотя есть много примеров, когда пилоты и сами успешно справляются с ведением своей карьеры. Здесь каждый волен выбирать. Но, как я уже сказал, профессиональный менеджер позволяет своими советами пилоту избежать кардинальных ошибок, которые затем могут привести к нежелательным последствиям. 

 А как у вас происходит начало сотрудничества с пилотом? Вы ищете перспективного гонщика и предлагаете ему свои услуги, чтобы устроить его судьбу, или гонщик сам к вам обращается за помощью?

 Приходилось и так, и так. Если я вижу очень интересного гонщика, я прилагаю усилия, чтобы встретиться с ним и предложить поработать вместе. Но были и случаи, когда гонщики обращались ко мне, и мы начинали затем сотрудничать. Нет жестких правил на этот счет. 

 Если я не ошибаюсь, вашим первым клиентом в «Формуле-1» был Фелипе Масса, которому вы помогли устроить его карьеру в «Феррари», после того как он потерял место в своей первой команде «Заубер» после дебютного сезона. 

 Да, с Фелипе я получил первый свой успешный опыт. Он был в тот момент тест-пилотом «Феррари» после ухода из «Заубер». На следующий сезон Масса уже итальянской скудерией был на время передан «в аренду» все той же швейцарской команде «Заубер». И затем, когда Рубенс Барикелло собрался уходить из команды, то «Феррари» взяла к себе Фелипе, потому что у него по-прежнему был контракт их тест-пилота. 

Контракт Фелипе Масса в «Феррари»  первый успех Николя Тодта как менеджера пилотов «Формулы-1»

— Учитывая, что менеджеры обычно работают с несколькими пилотами одновременно, однажды может возникнуть ситуация, когда будет иметь место конфликт интересов. То есть на одно и то же место в команде будут претендовать оба ваших клиента. Как вы поступаете в подобных случаях?

 Нужно понять, что это команда пописывает контракт с пилотом, команда выбирает себе гонщика. Даже если я буду отдавать кому-то из моих гонщиков предпочтение, все равно команда будет выбирать именно пилота «А», а не пилота «В». Я в данном случае в этом принимаю участие, чтобы «протолкнуть» кого-нибудь из моих гонщиков, который наиболее подходит этой команде. Так что я не вижу здесь серьезного конфликта интересов (среди пилотов «Формулы-1» были также Себастьян Бурдэ, Пастор Мальдонадо, Жюль Бьянки. — В.В.). 

Еще один подопечный Николя Тодта Жюль Бьянки разбился в Японии в 2014 году на трассе в Сузуки

— Нужно ли менеджеру автогонщика иметь юридическое образование, например, быть адвокатом, чтобы стать эффективным в этой профессии? Или достаточно быть просто предприимчивым человеком?

 В любом случае менеджер не сможет одновременно выполнять все функции. Ему важно знать круг нужных людей и уметь пользоваться их услугами. Хороший менеджер не обязательно должен быть адвокатом. Он должен хорошо знать рынок, как все здесь происходит, то есть в целом он должен быть хорошо информированным в этой области человеком. Он, безусловно, должен владеть ситуацией, какие и у кого имеются контракты, какие партнеры, спонсоры. Так что роль адвоката пригодится уже потом. А для начала нужна хорошая команда вокруг тебя, чтобы все сделать как надо (Н.Тодт  выпускник Тулузской высшей школы бизнеса.  В.В.). 

Пастор Мальдонадо также пользовался услугами Николя Тодта

— Значит у вас как у менеджера есть своя хорошая команда?

 Конечно, как же иначе? И я надеюсь, что она хорошая.

— Наши читатели с оптимизмом восприняли новость о том, что Даниил Квят  стал работать с менеджером, и главное, что он получил место в команде за рулем болида. Какие вы как менеджер видите перспективы в работе с этим гонщиком?

 Даниила я знаю очень давно, еще со времени его успехов в картинге. У нас еще тогда установились с ним хорошие отношения.

C Даниилом Квятом Николя Тодт начал работать накануне этого сезона

— Вы с ним общаетесь на итальянском?

 Нет, мы с ним говорим на английском. Я очень уважаю Даниила. Он очень быстрый, очень профессиональный пилот, у которого было несколько очень трудных лет, но которому представилась возможность, я бы сказал  шанс, чтобы вернуться в систему «Ред Булл» в команду «Торо Россо». И он прекрасно осознает, что этот сезон для него очень важен. В «Формуле-1» получить второй шанс  это очень редкое явление. С Даней это случилось. И он теперь делает все возможное, чтобы этим воспользоваться. И я очень доволен его результатами, особенно подиумом в Хоккенхайме. Ведь с момента последнего подиума «Торо Россо» вместе с Себастьяном Феттелем прошло 11 (!) лет.  Квяту нужно продолжать в том же духе. 

— Николя, по вашему мнению, менеджер автогонщика — это профессия мужская? Если нет, то почему так мало менеджеров-женщин среди ваших коллег?

— Женщина или мужчина — это не столь важно. Нужно быть компетентным в этой области. Что до автоспорта, то, действительно, здесь гораздо больше работает мужчин, чем женщин. Но ведь есть женщины, которые способны делать мужскую работу даже получше мужчин. Нужно быть, как я уже говорил, компетентным, и главное  нужно быть увлеченным этим делом.  

— Из известных менеджеров формульных гонок, по странному стечению обстоятельств, именно у русских пилотов в роли менеджеров женщины. Оксана Косаченко (в прошлом) у Виталия Петрова и Светлана Стрельникова (в настоящем) у Артема Маркелова. Вы знакомы с ними?

— Я знаю, кто они, но я не очень хорошо с ними знаком.

— А разве менеджеры не контактируют между собой? Я полагал, что у вас существует какой-то свой общий круг общения?

— Нет, это не так. У каждого своя работа. У каждого из нас, я бы сказал, есть свой угол. 

— Вы уже давно в «Формуле-1» в роли профессионала. Как вы считаете, чтобы улучшить зрелищность гонок и привлекательность самого чемпионата, может быть, стоит немножко вернуться назад и сделать болиды более сложными в управлении, чем сейчас?

— Знаете, мне кажется, что в любом случае впереди финишировать будут лучшие гонщики. Сложно или не сложно управлять болидами, это ожидаемого вами результата не даст.

— А увеличение числа Гран-при в сезоне как, по вашему мнению, может сказаться на популярности «Формулы-1»?

— А вот здесь у меня несколько иное, чем у других, мнение. Я считаю, что даже  21 гонка — это уже много. Нужно все же сохранить эдакую эксклюзивность данного события — Гран-при «Формулы-1». Чем меньше гонок, тем они престижнее. Возьмите теннис. Десятки турниров, не все успевают за ними следить. И всего несколько из них относятся к уровню Большого шлема. Да, возможно, с коммерческой точки зрения чем больше гонок, тем больше команды зарабатывают денег, но не надо с этим «перебарщивать». Потому что когда гонок слишком много в сезоне, это пагубно влияет на престиж побед в них.

— Чтобы быть хорошим менеджером у гонщика «Формулы-1», обязательно ли становиться его хорошим другом или достаточно иметь с ним хорошие деловые отношения? 

— Конечно, нужно иметь с гонщиком некоторый уровень дружеских отношений. В конце концов, когда вы общаетесь с вашим пилотом практически каждую неделю, между вами возникает доверительность. Именно доверие должно присутствовать в ваших отношениях с гонщиком. Вот почему я предпочитаю начинать работать с пилотом, когда он еще в юном возрасте. Я хочу показать ему, что я с ним в самые ответственные моменты начала его карьеры. Я не прихожу к гонщику, когда он уже стал чемпионом. Например, Габриеле Мини, который стал в этом году вице-чемпионом Европы по картингу (Николя начал с ним работу в начале этого сезона. — В.В.). Ему всего 14 лет. Кстати, Шарль Леклер стал моим подопечным тоже в 14 лет. Я думаю, он осознает, что мы с ним с самого начала. С этого начинает формироваться доверие наше к нему и его к нам. Вот в чем главная роль менеджера — прийти на помощь гонщику, когда он еще НИКТО. Поверить в него. 

Шарль Леклер в подопечных Николя Тодта с 14 лет 

Фото автора и Жанны РУСАК
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter