Николай Иванченко: «На нашей сакральной земле силы зла всегда получали смертельный надлом»

Николай Иванченко все время на виду: пройден путь от инженера до заместителя Главы Администрации Президента. Многое приходилось начинать с нуля. В 1995 году, будучи первым заместителем председателя Могилевского горисполкома, подписал первый белорусско-китайский договор о дружбе и сотрудничестве между Могилевом и Уханью. Активно участвовал в создании первого в Беларуси технологического парка, который в 1997 году специальным решением Правительства был утвержден как ЗАО «Технологический парк Могилев». Возглавлял концерн «Белресурсы», участвовал в создании свободных экономических зон в Беларуси, опыт работы которых изучал в Китае. Был депутатом Парламента, помощником Президента — инспектором по Минской области. Стоял у истоков создания и принятия Закона «О производстве и обращении органической продукции». И что ни должность, то новые задачи и государственные проекты. Сейчас председатель наблюдательного совета ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат». Наверное, с таким собеседником логичнее было бы говорить, например, о техническом перевооружении молочной отрасли и производстве продуктов премиум-класса, создании высокопродуктивного молочного стада, экологизации сельского хозяйства, масштабировании технологий сберегающего земледелия…

Но Николай Михайлович повел разговор о новых вызовах и обострении ситуации в мире и Беларуси:


— Я сторонник теории цикличного развития истории — по спирали. И чтобы узнать будущее, надо заглянуть в прошлое. Все повторяется — лишь в новом качестве и на более высоком уровне. Существенно меняется не только экономическая составляющая общества, но и его идеология, ценности, степень свободы личности.

Человечество стоит перед величайшим в своей истории выбором. Весь мир находится в состоянии неопределенности, где, пожалуй, превалирует чувство вседозволенности. Добавьте к этому глобальные программы доминирования, особенно американцев. Плюс желание миллиардеров (хозяев капитала) всем управлять и все держать под контролем. Тот же Билл Гейтс (с ним, к слову, познакомился в 1995 году во Франкфурте-на-Майне) взялся за мировые глобальные вещи. Илон Маск вообще провозгласил себя императором Марса. Чистейшей воды снобизм.

— «Цветные революции» — результат передела мира?

— Очень на то похоже: беспокойство, недовольство, импульсивность… Гибридная холодная предвойна, и государство — как цель. Вначале атака на все его сферы: науку, образование, медицину, спорт, культуру, экономику, а затем и прямое порабощение. И если раньше воевали с оружием в руках, то сейчас войны все больше информационные.

Нынешние «цветные революции» — это когнитивные технологии, управляющие нашим сознанием. Президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук сравнил интернет с цифровым ГУЛАГом, в который люди идут добровольно. Оно так и есть! Экономика и политика всегда определялись и определяются технологиями.

В свое время меня очень поразили слова, сказанные еще в середине прошлого века первым президентом ВОЗ Б. Чисхольмом: «Чтобы прийти к мировому господству, необходимо изгнать из сознания людей их индивидуальность, привязанность к семейным традициям, национальный патриотизм и религиозные догмы».

Разве не это мы видим сегодня на руинах «цветных революций»? Но в Беларуси это не пройдет. Наша земля — уникальная, сакральная, пусть и многострадальная. Здесь силы зла всегда получали смертельный надлом. Наши отцы и деды отстояли эту землю. Не отдадим ее и мы.

— Вы родились уже после войны. Каким запомнилось это время?

— Голодным: я — пятый ребенок в семье. Пацаненком собирал на картофельном поле «плюшки» — перемерзшие клубни. Часами стояли с мамой в очереди за соевой мукой… С шестого класса работал в колхозе: косил, пахал, ходил за плугом и лошадью. И это было нормой.

Отец с войны пришел инвалидом. Мама как зеницу ока берегла корову — единственную кормилицу. Рассказывала, как из Кировского района перебиралась под бомбежками домой в Александрию (150 километров!), и буренка вместе с ней.

— Более 10 месяцев прошло с начала августовских событий. Как вы думаете: Рубикон пройден?

— Думаю, что да. И агрессия уже не та, и ко многим приходит понимание, что играют они чужую игру по чужому сценарию. Каждый белорус должен понимать: мы как люди, как нация не нужны ни Польше, ни Литве, ни Германии… Никому.

Общество семимильными шагами идет вперед. Не может быть одним и тем же состояние и мышление, к примеру, лет 30 назад и сегодня. Но и конфронтацию не надо загонять в подворотню, чтобы никто не носил кукиш в кармане. Надо находить новые формы взаимодействия и более веские аргументы — разговаривать, слушать и слышать. Очень важно, чтобы тема единства не заболталась, не заформализовалась.

Чем можно объединить людей? Только работой. Новыми интересными и (что очень важно) практическими идеями. Молодежь-то у нас грамотная и талантливая.


— Помните, как восприняли события 9 августа?

— Да, помню и выступление Президента: спокойствие и решительность в каждом слове. А еще призыв к каждому белорусу быть ответственным как за свое будущее, так и будущее своей страны.

Не скрою: эмоции захлестывали. А еще горечь от измены и предательства людей, некогда стоявших рядом, учившихся и становившихся профессионалами здесь, в этой вдруг ставшей ненавистной Беларуси.

— Вы были делегатом пяти Всебелорусских народных собраний. И уже в 2016 году подняли вопрос информационной безопасности.

— Тогда Глава государства посчитал его достаточно сложным. Тем не менее дал соответствующие распоряжения. Информационный простор нельзя, как дачный участок, оградить забором, отделив от мирового информационного процесса. Но защищать его надо!

Что такое информация? Это продукт, который может быть как полезным, так и вредным. Многие информационные посылы и погружение в виртуальность очень опасны, особенно для детей и молодежи. Но наше будущее начинается сегодня. Государство — единственный институт, который может обеспечить и права каждого, и суверенитет страны. Это едино и неразрывно.

— Что стоит за призывами коллективного Запада к санкциям в отношении Беларуси?

— Наша страна оказалась крепким орешком: ее не удалось ни расколоть, ни подмять, используя информационное зомбирование. Поэтому «генеральные конструкторы» этого этапа, убедившись в своем проигрыше, перешли к новой фазе — угрозам и экономическому давлению, санкционной политике. Им надо во что бы то ни стало создать экономический хаос и (уже как следствие его) вызвать протесты общества и трудовых коллективов. Подтверждение тому — расследования и раскаивающиеся признания участников.

— В Беларуси на один праздник стало больше: 17 сентября — День народного единства.

— Очень своевременно! Да еще и в Год народного единства. И снова у «бэчебэшников» ничего не получилось. А ведь они так хотели расколоть нашу страну.

Я родился и рос в восточной части Беларуси, школу оканчивал на Брестчине. Депутатом Национального собрания избирался от Столбцовского и Несвижского районов, большая часть земель которых до 1939 года была под Польшей. Видел и знаю, насколько сильно желание и восточных, и западных белорусов сохранить нашу страну, наш общий дом единым.

Да, сделать нам предстоит еще очень много. Но не под диктовку тех, для кого интересы политического бизнеса выше интересов Беларуси, тех, кто пытается ввергнуть нашу страну в неуправляемый хаос, пучину раздора, враждебности и ненависти, посягая на наш суверенитет и наше благополучие.

Мы сами собственными мозгами, проектами и делами должны в первую очередь добиться хорошей жизни. Мы — один народ, одна нация. Идею единства надо облечь в реальные формы — без пустых обещаний и политической трескотни. Все вместе мы должны показать (и покажем!) всему миру, на что способны белорусы.

sad@sb.by

Рисунок Олега КАРПОВИЧА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter