Николай Чергинец - о кино и книгах, борьбе с реабилитацией нацизма и грядущем съезде Союза писателей

Николай Чергинец: «В Нобелевской премии не нуждаюсь, признание нужно получать на Родине»


Николая Ивановича Чергинца белорусам дополнительно представлять не надо. В молодости был кумиром спортивных болельщиков: играл в первенстве ­СССР по футболу. Затем служба в милиции, война в Афганистане, статьи в газетах «Известия», «Правда» — и книги, книги, книги… Лихо закрученные остросюжетные детективы, которыми зачитывались и до сих пор зачитывается как молодежь, так и старшее поколение. Несколько лет назад у Николая Чергинца вышел роман «Операция «Кровь». Сейчас белорусские кинематографисты готовятся экранизировать это произведение, посвященное одной из самых трагических страниц истории Беларуси.

— Министерством культуры уже принято решение: съемки пройдут на киностудии «Беларусьфильм», — рассказывает писатель. — Режиссером картины выступит Александр Франскевич‑Лайе, он уже не в первый раз обращается к моим книгам.

— Николай Иванович, вы всегда предельно точно оперируете фактами и черпаете сведения из архивных документов. Пожалуйста, расскажите читателям о тех исторических событиях, которые легли в основу романа и сюжета будущего фильма.

— Под Минском есть местечко Семково, там до войны был детский дом. Когда наши войска отступили, дети остались одни. Гауляйтер Вильгельм Кубе приказал обнести детдом колючей проволокой, и на его территории был создан один из детских концлагерей — увы, не единственный на территории оккупированной Беларуси. Тогда фашисты как раз получили по зубам под Москвой, у них было много раненых, и вышел приказ рейхсминистра оккупированных территорий Розенберга, а потом и самого Гитлера обеспечить армию кровью — и лучше всего детской. Так все маленькие узники стали донорами для немецких солдат, из них выкачивали всю кровь до капли. Всего в Беларуси создали 14 таких центров, самым страшно известным детским концлагерем был Красный Берег, откуда выезжали специальные бригады, которые буквально на глазах у родителей хватали детей и увозили на смерть. Семково же отличалось тем, что туда свозили в том числе и еврейских детей. По принципу — лишь бы кровь была красная, расовая чистота немцев в данном случае не волновала.

— Знаю, что вы вместе с режиссером хотите создать в Семково мемориал погибшим детям.

— Изначально речь шла о памятнике, но мне показалось, что одной статуи, какой бы хорошей она ни была, все‑таки недостаточно. Бывший концлагерь — это большая территория, там была старинная усадьба, очень красивая, а вокруг нее — обширная лесопарковая зона. И я предложил такую идею: разместить на этой территории множество детских скульптур. С именами и возрастом. Чтобы человек шел по лесу, а погибшие дети как будто окликали бы его из‑за деревьев.

— Страшная тема…

— Но необходимо вновь поднять ее в Год исторической памяти. Ведь в стране у нас, к сожалению, появились выродки, которые пытаются доказать, что и фашизм‑де не такой плохой, и немцы были не такие страшные. Например, некий Александр Новиков, бывший владелец сайта «Литкритика», который уже неоднократно привлекался за клевету в отношении писателей, государства, а сейчас против него возбуждено уголовное дело именно из‑за реабилитации нацизма. Если вы почитаете, какие инсинуации он распространяет, то, поверьте, вам будет противно! Начиная с утверждения, что Советский Союз не побеждал в Великой Отечественной войне, а оккупировал третью часть Европы и поработил народы. Надеюсь, следствие докажет в конце концов вину этого человека и он будет привлечен к ответственности. Беда в том, что такой Новиков, к сожалению, не один в стране! Я убежден, что с подобными явлениями надо решительно бороться и давать по рукам, не останавливаться в отношении других поклонников нацизма.

— Почему‑то оправдание нацизма причудливо связано с «оппозиционной деятельностью», оскорблениями в адрес Главы государства и сопредельных держав — такая вот аберрация сознания. У определенного контингента «творческих людей» сравнивать, к примеру, Путина с Гитлером — вполне обыденный тон.

— Я полагаю, что в нашем Уголовном кодексе с учетом той высокой оценки, которую дал Президент Александр ­Лукашенко отношениям Беларуси с Россией, должна быть статья, которая может наказать гражданина нашей страны за клевету и оскорбления не только в адрес нашего ­Президента, но и в адрес главы дружественной державы. Очевидно, что Беларусь должна защищать от клеветы тех зарубежных государственных деятелей, кто по‑братски относится к нашей стране. Думаю, следовало бы на уровне Союзного государства принять такую норму. И, конечно, было бы неплохо, чтобы эта норма была взаимной.

— Простите мое любопытство: вижу у вас на столе конверт со штампом Шведской академии. Это то, о чем я думаю?

— Да, мне в очередной раз прислали предложение выдвинуться на Нобелевскую премию. Но должен сказать, что считаю Нобелевский комитет по литературе утратившим доверие, поэтому материалы свои посылать не стану.

— Что ж, если подумать, детище Альфреда Нобеля сегодня используется практически в тех же целях, что и изобретенный им динамит…

— Поэтому ответ мой Шведской академии будет таков: к сожалению, Нобелевская премия сейчас вручается не по способностям и таланту, а из политических соображений, что в первую очередь относится к гуманитарной сфере.
Да, в сфере точных наук и фундаментальных исследований продолжают отмечать людей достойных, совершивших научные прорывы, а вот в гуманитарных областях, увы, просто идет политическая игра. Я в этой игре участвовать не хочу, на лесть не реагирую, пришло приглашение — ну и пришло.
Именно эта премия сегодня не делает писателю никакой чести, потому и заявляться на нее не вижу смысла. Для уважающего себя автора самое главное — признание в его собственной стране.

— К слову о признании: в библиотеках, в том числе в ­Президентской, ваши книги буквально зачитывают до дыр — они постоянно востребованы. Действительно видно, что эти томики прошли через множество рук. В целом по стране ваши произведения, по‑моему, запрашиваются в библиотеках больше 30 тысяч раз в год?

— Не буду хвастаться, хотя меня и в советские годы хорошо читали. К большому счастью, в последнее время мы снова наблюдаем рост внимания к бумажной книге. Был период, когда чтение ушло в интернет, но уже видно движение в обратную сторону. И библиотеки, которые кому‑то уже казались реликтом уходящей эпохи, сейчас переживают бум. Союз писателей Беларуси инициировал специальное исследование, во всех библиотеках страны были проведены опросы: сколько книг белорусских авторов есть в фондах и как часто в течение последних лет читатели их брали. Выяснилось, что за два года эти книги запрашивались около 4 миллионов раз. Это очень важный показатель! Приятно, что нам удалось наладить и работу со многими организациями: около 20 тысяч раз в год представители союза выступают в учебных заведениях, воинских частях, трудовых коллективах, встречаются со школьниками, студентами, и это дает свой результат. Во‑первых, люди все больше узнают об отечественных литераторах, а во‑вторых, авторы делают большое дело: в своей области они являются проводниками политики страны.
Часто слово писателя играет решающую роль, когда идет какой‑то спор. И в сложное время в 2020 году, когда в Беларуси была предпринята попытка государственного переворота, Союз писателей Беларуси не дрогнул. Литераторы пошли в народ, встречались с людьми, беседовали, доказывали… Считаю это тоже нашим достижением, итогом нашей работы: мы продемонстрировали свою монолитность, надежность, поддержку в осуществлении государственной политики, соблюдения законности, уважения к руководству страны.

— Весной состоится съезд Союза писателей Беларуси, который уже несколько раз переносился из‑за эпидемиологической ситуации. О чем пойдет речь?

— Согласно уставу Союз писателей должен раз в пять лет проводить съезд, на котором мы подводим итоги и отчитываемся о проделанной работе. К сожалению, ситуация с пандемией коронавируса не позволяла долгое время собрать в одном месте столько людей (а в нашем союзе более 700 литераторов), чтобы не подвергнуть их здоровье опасности. Поэтому было принято решение о переносе съезда писателей с декабря на март: надеемся, к этому времени пик заболеваемости спадет. А поскольку 23—27 марта состоится очередная Минская международная книжная выставка‑ярмарка, мы очень удачно и естественно приурочим наш форум к этому событию.

— Вы неоднократно говорили о необходимости постепенного омолаживания союза. Кому‑то действительно может показаться, что в литературе у нас сплошь аксакалы. А как обстоят дела в реальности?

— Да, ориентация на омоложение — это наша официальная позиция. Но здесь надо сказать вот что. Часто приходится слышать, мол, у вас одни старики в союзе. Это не так: у нас достаточно молодежи, наши писатели возглавляют более 200 литературных кружков и объединений в стране, что позволяет выявлять молодые таланты. Однако надо понимать, что поэтом человек может и в 15 лет быть, но часто к 20 годам уже сгорает. А вот прозаиками становятся, как правило, в зрелом возрасте, годам к 40, а то и старше. Поэтому те, кто считает нашу организацию старой, просто не знают специфики литературного процесса. Лев Толстой, например, написал «Войну и мир» в возрасте 41 года, Максим Горький роман «Мать» — в 50 лет, Якуб Колас создал поэму «Новая зямля» в 51 год, роман Ивана Мележа «Люди на болоте» был написан в 51 год. А у нас многие посчитали людей в этом возрасте стариками!

— В последнее время в белорусских издательствах настоящий бум детских книжек, они совершенно чудесные — красивые, отлично иллюстрированные…

— Это еще одно достижение прошедшего периода. Я очень рад, что у нас получился такой хороший рывок в области детской литературы, на что нацеливал нас Глава государства. Появилось много новых авторов — и молодых, и постарше, изданы прекрасные книги. Но это далеко не единственное направление, в котором мы работали последние годы. Так, нам удалось сдвинуть с мертвой точки тему, которую почему‑то литература не очень затрагивает: это Первая мировая война.

И, например, книги белорусского автора Вячеслава Бондаренко по этой теме даже изданы в Москве в знаменитой серии «ЖЗЛ».

Также открылось новое направление — краеведческая литература, которую кто‑то, может быть, назовет местечковой, но я очень доволен, что белорусские писатели уделяют ей внимание, показывают с помощью книг жизнь простых людей. Можно сказать: ну подумаешь, кто‑то о деревне написал! А я считаю, это очень важно, когда сельские жители вдруг читают в книге о родном местечке, о своей улице, о соседях, может быть, даже и о себе. Мы поощряем таких авторов, их у нас целый ряд. Понимаем, что, возможно,

и нельзя назвать их выдающимися деятелями литературы, но они тоже делают важное и полезное дело.

— 700 человек в союзе — кто эти люди? Кто пишет сегодня книги?

— У нас сложился хороший состав: много не просто одаренных авторов, а, например, ученых — профессоров, кандидатов наук, академиков. Также в коллективе Союза писателей 32 кавалера орденов нашей страны, 55 награжденных государственными наградами и медалями. Это хороший стержень коллектива, который объединяет людей, являющихся лидерами в проведении литературной политики в стране.
Целая группа авторов за последние пять лет получила звания заслуженных деятелей культуры, пять человек отмечены премией Президента, два лауреата премии Союзного государства, четыре — Межгосударственной премии «Звезда Содружества»... Это говорит о том, что писатели понимают свое место в литературе как людей государственных.
Отрадно, что произведения наших писателей изданы в 19 странах мира, ежегодно у нас выпускается до 400 книг. Вот с таким отчетом мы выходим на предстоящий съезд. Да, у нас есть ряд своих отраслевых проблем, и мы их не скрываем. Но есть и хорошие результаты, как видите. Причем не только в области художественного слова. Например, в столице по нашему настоянию и многократным предложениям появился Парк писателей. Мы благодарны Мингорисполкому за то, что нам пошли навстречу, и теперь Минск — единственный город в мире, который может похвастаться таким парком. Притом место выбрано очень удачное — около Национальной библиотеки, вдоль реки и за рекой. Мы уже сажали там деревья во время субботников, думаю, сделаем еще посадку весной. У нас на эту зеленую зону большие планы: надеемся, что получится проводить там встречи авторов с читателями. Идея наша — сделать Парк писателей очередным очагом культуры в столице, ориентированным в первую очередь, конечно, на молодежь. Но мы не обойдем и людей старшего поколения, будем посвящать встречи, например, теме Великой Отечественной войны — считаю, что патриотическая тема обязательно должна звучать в творчестве наших писателей. Борьба с обелением фашизма — одна из наших общих задач.

— На Западе сейчас книжный и издательский бум. Это мировой тренд, но к нам любая мода традиционно доходит с некоторым опозданием. Тем более основным поставщиком книжной продукции является супергигант «Эксмо», который не только белорусский рынок, но и большую часть российского рынка под себя подмял. Как нашим авторам доходить до читателя в таких условиях? Ведь книжные магазины забиты зарубежными изданиями, нередко переводными, притом иной раз весьма сомнительного качества и содержания.

— Еще одна сторона этой проблемы — то, что в наших магазинах книги белорусских писателей прячутся на самых дальних полках. Они есть, но, чтобы купить, их еще нужно как следует поискать! А на видном месте размещается как раз продукция коммерческих издательств. Расчет чисто психологический: кто полезет на самые нижние и самые верхние ярусы смотреть, что там стоит? А крупные издатели платят за центральные полки, расположенные перед глазами, за специальную выкладку своих книг на отдельных тумбах и так далее.

— Ну ладно, частные книжные лавки — там пусть делают что хотят. Но ведь, к примеру, сеть «Белкнига» государственная, так почему не дать выгодные места нашим собственным авторам? Как белорусским писателям конкурировать с потоком зарубежных изданий, если сугубо по масштабам затрат на рекламу мы изначально в невыигрышном положении?

— Конечно, государство должно заниматься книжными сетями. Мы видим, что в Министерство информации пришли новые руководители, которые прислушиваются к писателям, и у нас есть хорошее предложение.
В советские годы в литфонд отчислялось 3 процента стоимости книг, проданных в книжных магазинах. Мы считаем, что справедливо будет 2—3 процента от продаж книг, изданных за рубежом, отчислять на защиту белорусской литературы.
Тем более сейчас накрутка на коммерческие издания в книжных просто бешеная — от 40—50 до 150 процентов, если не больше. Так пусть хотя бы малая толика этих денег пойдет на поддержку наших собственных авторов!

— Кстати, есть метод, который успешно применяют в обычных магазинах: произведенные в Беларуси продукты или вещи отмечены красно‑зеленым ярлычком. И многие из нас целенаправленно покупают свое. Возможно, необходим здоровый протекционизм и в книжной сфере?

— Конечно, можно было бы сделать так и с книгами. В конце концов, призыв «Купляйце беларускае!» важен не только в быту — для культуры он тоже актуален.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter