Почему нам нужен закон о запрете героизации нацизма

Никогда больше

...В последний раз мы с отцом приезжали сюда в марте, когда еще не бушевал коронавирус. Именно в этот первый весенний месяц 78 лет назад примерно на этом месте фашисты расстреляли тысячи мирных жителей Гомельщины только за то, что они были иной, не арийской крови. Сельчане, горожане, пленные красноармейцы, старики и дети после варварского расстрела были наспех зарыты в прибрежной земле, а когда наступил паводок и вода подмыла берег, их тела понесло вниз по течению Днепра… Среди этих невинно убиенных нацистами людей была и вся семья моего отца. Ему, десятилетнему мальчишке, чудом удалось бежать за несколько часов до расстрела. Благодаря помощи своих старших земляков пережил оккупацию и встретил в 1944-м освобождение. С тех пор две даты в его жизни были отмечены противоположными красками: черной-черной — день расстрела фашистами родных и красной — время прихода на рогачевскую землю советских воинов-освободителей.


Отец регулярно приезжал сюда сам, привозил свою большую семью — от детей до правнуков, возлагал венки, цветы. И все время у братской могилы говорил почти одни и те же слова — слова ненависти к фашистским карателям и их прислужникам, слова благодарности всем, кто спас его в годы военного лихолетья и освободил. А еще он люто проклинал персонально вождя немецких фашистов — людоеда и убийцу Адольфа Гитлера, вкладывая в это проклятие, надо полагать, не только свой праведный гнев, но и своих родных и земляков, белорусского народа, да и всего человечества… Так что через мою судьбу, судьбу уже моих детей и внуков фашизм, нацизм прошел коваными окровавленными сапожищами.

И его я тоже ненавижу хуже, как говорил отец, чем Адольфа Гитлера…

А разве фашизм прекратил свое существование после Великой Победы? После Нюрнбергского процесса вроде бы — да: с гитлеровским нацизмом и его кровавыми носителями было покончено, их просто истребили, казнили по закону. Но уже вскоре после окончания Второй мировой войны голову стал поднимать неонацизм. Он последовательно воскрешал идеи фашизма, который характеризуется отрицанием холокоста, героизацией нацизма, восхвалением Гитлера, использованием нацистской символики. По сути, весь послевоенный период в ХХ и XXI веках прогрессивное человечество вынуждено опять бороться с новыми формами нацизма. А он, похоже, так и остался пока до конца не побежденным. Особенно живуче это, так сказать, мировоззрение, ставящее во главу мира определенную нацию (расу или народ) и ратующее за использование репрессивных мер по отношению к остальной части человечества, в ряде стран, включая, увы, и некоторые соседние с Беларусью.

Стало быть, неонацизм жив, от него снова, как в 30—40-х годах прошлого столетия, исходят серьезные угрозы миру? Это более чем очевидно. Причем понимают, похоже, всю серьезность угрозы и в странах, где человеконенавистническая философия, ее установки и символы обосновались прочно и надолго. Нельзя сказать, что нам мало дела до этого, ведь границы, как выясняется, зачастую бессильны против ее распространения — есть всемогущий интернет. Мы с тревогой наблюдаем за тенденциями поведения гитлеровских последователей и нацистских выкормышей и всеми возможными силами им противостоим.

Но если в Беларуси, одной из самых (если не самой) пострадавших от нацизма в годы Великой Отечественной стран, появятся хотя бы его ростки, — этого нам не простит никто. Прежде всего сами белорусы. Территория нашей державы — от Брестской крепости, Хатыни, Азаричей, Тростенца до последнего квадратного сантиметра — абсолютно не пригодна для подобных мировоззрений. Здесь нет и никогда не будет места фашизму, и нацизм здесь не пройдет. Со всеми его взглядами, символами, адвокатами и приспешниками!

Президент Александр Лукашенко, обращаясь к послу Израиля на церемонии вручения верительных грамот, анонсировал, что Парламент страны рассмотрит законопроект о запрете героизации нацизма. «Героизацией так называемой сегодня грешат очень многие страны. Особенно расположенные рядом с нами. А зря», — добавил Президент.

Нет, наша страна не впервые обращается к этой важной теме. Собственно, как и мир.

Мы знаем, что Третий комитет Генассамблеи ООН еще в 2016 году по инициативе России принял резолюцию о борьбе с героизацией нацизма, расовой дискриминацией и ксенофобией — за нее проголосовали 115 из 193 стран — членов организации. Три государства — США, Украина и Канада — выступили против резолюции. Еще 55 стран, включая членов Европейского союза, при голосовании воздержались. В резолюции члены Генассамблеи ООН выражают «глубокую озабоченность по поводу прославления в любой форме нацистского движения, неонацизма и бывших членов организации «Ваффен СС», в том числе путем сооружения памятников и мемориалов и проведения публичных демонстраций». В документе также осуждается объявление пособников фашизма участниками национально-освободительных движений и отрицание холокоста. Кроме того, резолюция «с беспокойством констатирует увеличение числа инцидентов расистского характера по всему миру, включая активизацию групп «бритоголовых», на которых лежит ответственность за многие из этих инцидентов, а также всплеск насилия на почве расизма и ксенофобии».

И в Беларуси в 2007, 2019 и 2020 годах принимались серьезные документы по противодействию экстремизму, введена уголовная ответственность за реабилитацию нацизма. Но жизнь не стоит на месте. Сейчас, когда мир насквозь радикализуется, когда среди воинствующих философий начинает преобладать и концепция превосходства одной расы над другой, назрел момент еще более конкретизировать, а если надо — ужесточить меры против возможных угроз и вызовов, а также запретить героизацию нацизма. Который нет-нет да и обозначится в иной темной нашей подворотне своим звериным оскалом, лозунгом, символом.

Так что мера эта, анонсированная Президентом, своевременная и нужная. Белорусское общество от этого будет только здоровее и чище. Наша общая память и не забытая боль диктуют нам абсолютно правильные, исключительно человеческие поступки и в этом направлении.

…Теперь я буду приезжать на рогачевское кладбище без отца. Двадцать дней назад его сердце все-таки не выдержало пережитого... Он прожил 89 с половиной лет на этой земле и всегда считал, что Бог отвел ему столь долгий век для того, чтобы он, дитя войны, прожил его за себя и за своих родных. Зверски убитых нацистами Гитлера на оккупированной белорусской земле. Сюда, к обелиску в честь расстрелянных фашистами мирных граждан, я буду приезжать уже, увы, без отца. Но со своими детьми, внуками и многочисленными родственниками. И вместе мы будем до конца дней своих хранить память о погибших, а заодно проклинать фашизм, нацизм и Гитлера. Хуже которых ненавидеть уже некуда…

mikhovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter