Беллегпром вызвался помочь предпринимателям

Нигде, кроме как в Беллегпроме

Смогут ли предприниматели заработать на продукции концерна
Прийти на помощь предпринимателям, которых со следующего года все-таки обяжут торговать только сертифицированной продукцией, вызвался Беллегпром. В концерне говорят, что готовы к сотрудничеству, причем даже берутся разрабатывать модели по заказам самих предпринимателей. Но это в теории. А как работа идет на практике?



Предложение Беллегпрома многие предприниматели восприняли со скепсисом. Сомнение у них вызывают модельный ряд продукции и цены на нее. Бытует ведь мнение, что швейные предприятия выпускают нестильную и немодную одежду, а ее стоимость в рознице не дает предпринимателям заработать на ней, как на китайском и турецком товаре. Но так ли это на самом деле?

В концерне утверждают, что нет, и предлагают внимательнее ознакомиться с ассортиментом, а начальник управления организации торговли Светлана Кахро напоминает о недавней модернизации швейной отрасли, которая позволяет выпускать сегодня в буквальном смысле все — от нижнего белья до верхней одежды, как для новорожденных, так и для взрослых мужчин и женщин.

Бывая в командировках в райцентрах, я всегда захожу в местные универмаги. В них редко встретишь импортную одежду — в основном продукция Беллегпрома. И не поспоришь — действительно есть и детская одежда, и что-то для мужского и женского гардероба. Но желания, причем не у меня одной, купить что-то, не возникает. Говорю об этом руководителю сектора развития швейной отрасли Елене Дубовец и спрашиваю: зачем же шить то, что давно никто не носит? Специалист со мной не соглашается:

— Посещаю еженедельно различные магазины и не могу согласиться, что наша одежда немодная и не находит своего покупателя. Например, анализируя турецкие вещи в подземном городе возле универмага «Беларусь», убедилась, что они ничуть не лучше наших. И по дизайну, и по сырью у нас есть аналогичные модели. Но покупатель не всегда может их найти. Возможно, их недостаточно хорошо представляет торговля.

Светлана Кахро тоже утверждает, что здесь проблема не в производителе, а в продавце:

— Мы не шьем из года в год одно и то же. Два раза в год создаем большие сезонные коллекции «осень—зима» и «весна—лето», которые представляем на своих выставках-ярмарках. При этом каждое предприятие работает над своей коллекцией самостоятельно. На эти выставки мы приглашаем представителей торговли, где они выбирают понравившиеся модели и делают заказ на партию. Только после этого мы начинаем массовое производство.

Кто выбирает эти модели? Приглашают абсолютно всех: представителей Минторга, Белкоопсоюза, крупных торговых сетей. Кто считает нужным, приходит на ярмарку и на месте заключает договоры либо позже напрямую выходит на фабрику. Светлана Кахро резюмирует:

— Все, что мы видим в магазинах, было отобрано на этих выставках. Кроме того, у концерна большая фирменная сеть, которая точно так же размещает заказы. Поэтому, прежде чем начать отшивать определенную модель, наши производители всегда советуются с торговлей.

Но это не значит, что на такой отбор приходят люди без чувства стиля. Просто во многих магазинах, особенно в регионах, висит старый, 4—5-годичной давности ассортимент. Особенно это характерно для потребкооперации, где модели устаревают из-за  несвоевременных расчетов с Беллегпромом.

— Иногда мы не можем допоставить товар кооператорам, потому что по старым коллекциям не получили расчет, — говорит Светлана Кахро. — Но мы готовы забрать, обменять товар на новый, который, к слову, предоставляем с отсрочкой платежа 45—60 дней. Партнеры, однако, хотят рассчитываться вообще по факту реализации, что для нас неприемлемо.

Цена вопроса такова: 1 марта Белкоопсоюз был должен Беллегпрому более 90 миллиардов рублей, в то время как остатки товаров легкой промышленности в торговой сети потребительской кооперации составили 275 миллиардов рублей.

Эту ситуацию Белкоопсоюз объясняет тем, что Беллегпром отказывается заменять и забирать нереализованную одежду, отгружает ему товар по остаточному принципу. В результате предложенная одежда не соответствует современным тенденциям моды, так как часто для продажи поступают изделия прошлых лет выпуска. По словам начальника отдела непродовольственных товаров Белкоопсоюза Виталия Шкелко, на покупательский спрос влияет и неполное выполнение предприятиями Беллегпрома заявок потребкооперации. Вот и приходится магазинам продавать старый ассортимент иногда себе в убыток.

На эти упреки Светлана Кахро парирует так:

— Наша продукция продается хорошо, если ее достойно представить. Доказательство — прибыльная работа нашей фирменной торговой сети.

У Беллегпрома по всей стране более 500 фирменных магазинов. Но большинство из них сосредоточено в крупных городах. Поэтому сельчанам, желающим обновить гардероб, остается надеяться только на Белкоопсоюз или рынок. 

ПОКА Белкоопсоюз и Беллегпром обмениваются взаимными претензиями, предприниматели ищут для себя новые варианты поставки сертифицированной одежды. И тут Беллегпрому не упустить бы возможность заметно увеличить объемы реализации. Но, по словам Светланы Кахро, пока предприниматели осторожно проявляют интерес к ним:

— Звонки уже начали поступать, но их не так много, хотя создан консультационный совет по сотрудничеству, в который вошли и предприниматели, и наши представители. Это не новая работа, потому что и раньше предприниматели заказывали у нас партии товара. Но  сейчас мы предлагаем новую форму сотрудничества — начиная от совместной разработки эскизов и до отшивки для  конкретного предпринимателя небольших партий моделей.

Но если принести на одно из швейных предприятий каталог с определенными моделями и попросить отшить, оно справится? Руководитель сектора развития швейной отрасли концерна «Беллегпром» Елена Дубовец говорит, что запросто, и тут же уточняет:

— Будет вопрос только в конечной цене изделия. Потому что разработка новых моделей влечет дополнительные затраты. Естественно, нужно думать и о загруженности мощностей и делать такие заказы заранее.

Очевидно, что на продукции Беллегпрома предприниматели вряд ли смогут накрутить привычные для себя 100 и даже 200 процентов прибыли даже  при огромном на то желании: аналогичная продукция в магазинах того же Белкоопсоюза будет намного дешевле, ведь у них максимальная торговая надбавка — 30 процентов, что, кстати, тоже не так уж мало и вполне позволяет неплохо заработать. Это подтверждает и Светлана Кахро:

— Время легких денег уже закончилось. Нужно учиться работать в условия конкуренции. Живут же с такой торговой надбавкой наши магазины и не убыточны. И с нашей продукцией можно хорошо работать. Я считаю, что мы предлагаем очень хорошие условия для сотрудничества: есть оптовые склады, дополнительные скидки.

Сами предприниматели говорят, что плохо информированы о таких предложениях. К слову, вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Лилия Коваль советует концерну создать единый информресурс:

— Недавно было совещание в Беллегпроме, где нам рассказывали об их предприятиях, показывали модели. Но как сами предприниматели могли о них узнать? Нам советовали ознакомиться с продукцией предприятий на их сайтах, а где их адреса? Нужно все эти предприятия собрать в одном месте, на одном сайте, тогда предприниматели смогут этим пользоваться. Что касается цен и ассортимента, если бы у концерна действительно были выгодные предложения, мы пользовались бы ими, не дожидаясь указа о сертификации. Лично я как потребитель сегодня ничего не могу себе выбрать из белорусской одежды, кроме продукции «Милавицы». Мне не нравятся модели, тем более что за те же деньги я могу купить себе более стильную и качественную импортную одежду. Так же рассуждает большинство предпринимателей. Руководство концерна говорило, что предприятия готовы отпускать даже маленькие партии товара. Но на деле это не так: предприниматели обращались на производство с такой просьбой, но им отказывали. Поэтому, как ни хвали свою продукцию, но если цена-качество не пляшет и если для реализации ее взять сложно, предприниматели не будут с ней возиться.

Конечно, мнение предпринимателя — не истина в последней инстанции, но вполне затравка для дальнейшего диалога между сторонами. Меня в ее высказывании заинтересовало вот что: почему же отшитое в какой-то Турции платье и привезенное сюда со всеми торговыми накрутками все равно получается дешевле белорусского? Светлана Кахро отвечает сразу:

— В Турции нет такой налоговой нагрузки на предприятия. К тому же у них на одной улице можно закупить и фурнитуру, и ткани, и комплектующие, а потом на соседней улице отшить эту продукцию. Издержки минимальны. Наша сырьевая база не позволяет производить ту ассортиментную линейку, которую мы предлагаем потребителю. Мы вынуждены закупать импортные ткани и фурнитуру в Китае, в Италии. К тому же очень дорогие кредиты, а наши предприятия вынуждены их брать. Все это сказывается на конечной стоимости товара.

Но есть ли варианты снизить себестоимость? В самом концерне уверены, что есть. Во всяком случае для них это задача номер один.Если они с ней справятся, то завоют и потребителя, и интерес предпринимателя.

mizkevich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter