"Формула-1". Гран-при Нидерландов

Нидерланды выходят вперед

До сегодняшнего дня было принять считать, что самые преданные и эмоциональные в Европе болельщики автоспорта – это итальянские тиффози. После сегодняшнего Гран-при Нидерландов пальму первенства в этом вопросе бесспорно забрали себе голландцы. На домашней трассе их кумир Макс Ферстаппен выиграл поул, а затем и гонку, снова опередив в личном зачете Льюиса Хэмилтона.

Элемент парада пилотов в Зандворте

Голландские болельщики были настолько воодушевлены победой своего любимца, пилота "Ред Булл", что даже изменили своей давней привычке освистывать неугодных им соперников. Улыбающийся во время послегоночного интервью под подиумом Льюис Хэмилтон получил неожиданно для себя одобряющие аплодисменты "оранжевых маек". Оказывается, что от радости голландцы могут быть снисходительными к поверженным конкурентам.   

Гимн исполнял не оркестр в записи, а вживую местная звезда эстрады. Трибуны подпевали, продолжая стоя приветствовать Макса Ферстаппена, завернувшегося в трехцветный флаг Королевства Нидерланды. Барабаны, аплодисменты, крики, одобрительный свист – все это для Ферстаппена. Первый гран-при после 36-летнего перерыва на этом автодроме принес победу местному гонщику. Что может быть радостнее для нескольких десятков тысяч зрителей! 

За несколько недель до начала этой гонки правительство Нидерландов, обеспокоенное ситуацией с распространением коронавируса, не позволило проводить гонку при полных трибунах. Стоит ли говорить, что планировался аншлаг, многие покупали билеты за год до этого события, поскольку в прошлом сезоне этап в Зандворте был отменен.  И в угоду санитарным мерам было принято решение уменьшить на автодроме число зрителей. Назывались разные цифры, но в итоге все же в воскресенье было зафиксированы 75 тыс. посетителей при возможности разместить около 120. Тем, кто получил уведомление об аннулировании входного билета, предлагали вернуть деньги или оставить за собой право на бесплатный билет на следующий год. Это официально. 

Эстебан Окон пытается контратаковать своего опытного напарника по внутреннему радиусу

Но, по правде говоря, вряд ли было заметно такое большое отсутствие людей, не было и пустовавших трибун. Кое-где на самых дорогих трибунах несколько рядов были оставлены пустыми, выкрашены в голубые тона для контраста с оранжевым цветом местных голландских фанатов. Но сложно было говорить о трети или даже четверти отсутствующих болельщиков. В чем-то организаторы все же слукавили, а на вопросы журналистов уполномоченные представители отвечали легкой понимающей улыбкой.

Гонка, прошедшая при сухой погоде без единой аварии и фактически без смены порядка пилотов от старта до финиша в первой пятерке, не уменьшила значения праздника для болельщиков. Их главная цель – победа Макса и его лидерство в чемпионате с большой перспективой стать обладателем чемпионского титула – была достигнута. Праздник состоялся.

Тактические игры "Мерседес" 

Нельзя сказать, что немецкая команда и ее лидер Льюис Хэмилтон сдались без боя. Действительно, машины "Ред Булл" на этой трассе пусть на чуть-чуть, но все же были быстрее. Оставалось ждать ошибки соперников, но экзамен на профессиональный пилотаж Макс Ферстаппен сдал на отлично.

Льюис не теряет веру в победу

Конечно, можно говорить, что небольшой разворот, который допустил Себастьян Феттель, когда был в роли "кругового", прямо перед носом у Вальттерри Боттаса помешал гонщику "Мерседес". Финн потерял на этом обгоне больше секунды, уворачиваясь от столкновения с застывшей поперек трассы машиной немецкого чемпиона. Но если судить по темпу, который был у Боттаса по ходу всей гонки, то  у него фактически не было шансов удержать позади себя на изношенных шинах Макса Ферстаппена. 

Роберт Кубица вместо Кими Райкконена

Отдадим должное и голландцу. Свой главный и единственный обгон по ходу гран-при он провел безупречно, четко выбрав место для этого и не допуская той агрессивности, с которой привык обгонять своих главных конкурентов. Похоже, авария в Великобритании на трассе в Сильверстоуне научила его многому. 

Молодец и Боттас. Он следом за Максом очень аккуратно уступил место гнавшемуся за пилотом "Ред Булл" Льюису Хэмилтону. Британский чемпион даже сумел за счет этого сократить отставание от Ферстаппена на несколько десятых секунды. Но все равно темп у австрийских машин был сегодня быстрее, чем у "Мерседес".  

На машине Джовинацци меняют шины

Выбранная для финского пилота руководством команды тактика с одним пит-стопом была предназначена для сдерживания Макса позади машины Боттаса. И надо отдать должное – Вальттерри сделал все возможное. Разве что еще можно было пойти на откровенное столкновение с Ферстаппеном во время обгона. Но ясно, что так далеко в "Мерседес" не зашли бы. Да и голландец, как уже отмечено выше, очень аккуратно и уверенно проводил обгон, чтобы избежать даже случайного контакта своей машины с болидом Боттаса.

В самом конце гонки Тотто Вольф решил обезопасить Льюиса от потери еще одного очка за счет возможного быстрого круга со стороны Макса Ферстаппена. Голландец не первый раз демонстрировал свое умение с пустыми баками неожиданно для своих соперников показывать лучший круг на последних минутах даже на изношенной резине. И руководство "Мерседес" решило рискнуть. Сначала зазвали в боксы Вальттерри Боттаса, чтобы не пришлось потом финну уступать свою позицию, если бы первым поехал на пит-стоп Льюис. А затем на пит-лейн завернул и действующий чемпион. Фанаты немецкой "конюшни" замерли. На кону было всего одно дополнительное очко, а вот при случайной непредусмотренной ошибке во время пит-стопа можно было бы потерять гораздо больше. Благо, что все обошлось.

Карлос Сайнс уступил 6-е место Алонсо на последнем круге

Несколько наивным и смешным вышло общение Боттаса с Вольфом. "Вальттерри, ты получил свежие шины не для того, чтобы показывать лучший круг!" – "А для чего же?" – "Чтобы это мог сделать Льюис и вернуться на трассу вторым". Таким образом, Хэмилтон на новых шинах действительно показал лучшее время дня, фактически сохранив за собой не одно, а даже два очка. Почему? Потому что помимо одного заработанного за быстрый круг он еще не дал заработать это очко Максу Ферстаппену. В итоге Ферстаппен, хотя и вышел в лидеры,  оторвался от Льюиса всего на 3 очка, а не на 5, которые были бы, если бы Макс преподнес сюрприз скорости соперникам  на последних минутах. 

Пьер, Шарль и… Фернандо

По старой памяти, когда в былые времена очки в гонках "Формулы-1" давались лишь первым шестерым гонщикам, особо престижным в Больших призах считается попадание в шестерку лучших. 

"Альпине" Фернандо Алонсо начинает свой стартовый прорыв

Пьер Гасли и Шарль Леклер провели ровную гонку, финишировав на тех же позициях, с которых они и стартовали. Хотя назвать равными болиды "Альфа Таури" и "Феррари" язык не поднимается. Пьер слишком хорош для маленькой итальянской скудерии, но место  в "Ред Булл" ему по-прежнему никак не светит, а во французской  "Альпине" пока еще предпочитают сохранить хотя бы на один сезон Фернандо Алонсо. 

Испанец, кстати, уже в знакомой всем манере сумел-таки показать результат лучше, чем позволял это сделать его болид. Стартовав 9-м, двукратный чемпион оставил позади себя сначала Антонио Джовинацци ("Альфа Ромео"), потом своего напарника Эстебана Окона, а на последнем круге пал жертвой атак Алонсо еще и его соотечественник Карлос Сайнс ("Феррари").  Таким образом, Фернандо сумел затащить свой болид на очень высокую для уровня его "Альпине" 6-ю позицию.

Борьба в одиночку или прорыв с хвоста?

Что выглядит для "Ред Булл" более привлекательным? То, что Макс, оставшись после неудачной квалификации своего напарника один против двоих соперников "Мерседес", все же сумел выиграть? Или то, что Перес, стартовав с пит-лейна, прорвался до 8-го места, продемонстрировав преимущества своей нынешней машины? Думаю, что первый аргумент более веский. Хотя болельщики интернет-голосованием выбрали себе "Гонщиком дня" именно мексиканца, а не голландца. Каждый обгон, который был совершен Серхио, встречали бурными овациями, публика развлекалась спектаклем. Пусть даже в соперниках Переса были и гораздо более медленные машины. Важен сам факт множества обгонов, а не наличие самой быстрой машины, даже если ты всю гонку лидировал и победил. 

Макс Ферстаппен сразу ушел в отрыв

А ошибка, допущенная пилотом "Ред Булл" в самом начале гонки, когда он "перетормозил", атакуя Никиту Мазепина, и был вынужден совершить внеплановый пит-стоп, только еще больше украсила гонку. Про провальную квалификацию Серхио никто уже и не вспоминал. Все голосующие в интернете за "Гонщика дня" жили сейчас и сегодня, своими сиюминутными эмоциями и впечатлениями. 

Пересу сейчас уже нечего переживать. Его менеджер при поддержке спонсоров сумел заключить для Серхио контракт с австрийской "конюшней" на следующий сезон. Поэтому, что бы ни говорили, мексиканский гонщик может позволить себе и провалы, и взлеты. По крайней мере, до конца этого сезона. 

Ландо Норрис предупреждает

Несмотря на то что Зандворт – это самая близкая к британскому дому Норриса из иностранных трасс "Формулы-1", а мама Ландо родом из соседней Бельгии, сдружиться с голландским автодромом у пилота "МакЛарен" не получилось. Сначала он неудачно квалифицировался. Затем по ходу гонки вроде и вел борьбу, но не настолько результативную, как это мы привыкли видеть в его исполнении на других трассах.  

Российский гонщик Никита Мазепин сошел на 41-м круге из-за отказа гидравлики

За счет более позднего единственного пит-стопа Ландо сумел обойти своего напарника, и оба пилота вполне могли бы еще оказаться в зачетной десятке, но тут вмешался Серхио Перес. С его появлением кому-то из британской «конюшни» все равно бы там не хватило места. В итоге лишь Норрис заработал 1 очко за 10-е место, Даниель Риккиардо финишировал следом за ним. 

По ходу гонки запомнилась жесткая борьба Норриса с Пересом. Ландо вовсе не собирался уступать мексиканцу, даже если у того и была самая быстрая машина в пелотоне. В конце первого поворота Серхио бросился в атаку по внешнему радиусу, а Ландо ответил своей неуступчивостью. До "захлопывания калитки", когда защищающийся пилот перекрывает полностью траекторию обгоняющему его сопернику, конечно же, дело не дошло. Но проехаться по поребрикам и даже чуточку захватить газон пилоту "Ред Булл" все же пришлось. Колеса машин, в свою очередь, также соприкоснулись, продемонстрировав надежность обеих конструкторских марок.  

Серхио Перес – гонщик дня Гран-при Нидерландов

На просьбу журналистов пояснить свои действия Норрис ответил прямо, что он не собирается и в будущем просто так съезжать с траектории более быстрых машин, поскольку самому тоже нужны очки. Оно и понятно. После этой гонки Ландо потерял свое третье место в личном зачете чемпионата, уступив его бронзовому призеру Гран-при Нидерландов Вальттерри Боттасу. И пока еще остается впереди Серхио Перес, но преимущество растаяло до 6 очков. Поэтому Норрис и сказал, что своими действиями он хочет заранее предупредить соперников: легкой жизни не ждите. Корректная, пусть и жесткая, борьба – да, но только не игра в поддавки. 

Из Зандворта в Монцу – через Альпы 

Уже сегодняшней ночью большинство грузовиков с оборудованием команд "Формулы-1" отправится через Альпы в Италию, где на трассе в Монце в следующие выходные пройдет очередной гран-при. Смогут ли итальянские тиффози показать такой же энтузиазм, как это сделали сегодня голландцы, предвидеть сложно. Итальянцам будет труднее найти мотивацию для такого бурного подъема настроения. У "Феррари" шансы на подиум лишь при сходе хотя бы двух гонщиков команд-лидеров. Да и то не факт, что пилоты "МакЛарен" будут долго отсиживаться за спиной. В Зандворте даже Пьер Гасли на "Альфа Таури" уехал от болидов скудерии заметно вперед. А в Монце к французу добавятся еще и Норрис с Риккиардо. 

Пьер Гасли опередил и "Феррари", и "МакЛарен"

Что до итальянского гонщика, коим на сегодняшний день  является Антонио Джовинацци, то вряд ли у пилота «Альфа Ромео» получится порадовать своих земляков. На Гран-при Нидерландов Антонио сначала провалил старт, а затем еще и пострадал от прокола колеса. В общем, гонка не задалась, хотя его 7-я стартовая позиция была для успеха невероятно высокой. Скорее итальянцы помимо Шарля Леклера ("Феррари") выберут себе Пьера Гасли, который выступает под флагом еще одной скудерии "Альфа Таури". Судя по прогрессу в гонках, которого добился Пьер за последние несколько недель, у него гораздо больше шансов попасть на подиум, чем у синьора Джовинацци.

Победные фейерверки в честь победителя

Результаты личного зачета после Гран-при Нидерландов:

1. Макс Ферстаппен ("Ред Булл") –  224.5 
2. Льюис Хэмилтон ("Мерседес") – 221.5
3. Вальттерри  Боттас ("Мерседес") – 123
4. Ландо Норрис ("МакЛарен") – 114
5. Серхио Перес ("Ред Булл") – 108
6. Шарль Леклер ("Феррари") – 92 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter