Ничто не вечно под луной. 50 лет тишины

Каждому из тех, кто сталкивался с траурными хлопотами, хорошо знакома административная сторона похорон.
Каждому из тех, кто сталкивался с траурными хлопотами, хорошо знакома административная сторона похорон - получение справок, свидетельств, добывание места на кладбище, утрясание массы юридических вопросов. Траур по близкому человеку сопровождается контактом с погребальной канцелярией и бухгалтерией, для которых умерший - это новая строчка в графе финансовых поступлений. Мало места стало не только на земле, но и под землей - каждому усопшему отводится место окончательного пребывания площадью 5 квадратных метров. Полежит покойник лет 20 - 30, краска с надгробия облупится, пластмассовые цветы украдут бомжи, могильная насыпь сровняется с землей - и кладбищенская жилплощадь будет считаться вакантной...

Коллеги из российских СМИ неоднократно описывали сюрреалистические, проникнутые мрачным юмором картины похорон "новых русских". Например, в конце так называемого "периода первоначального накопления" повелся на Руси обычай хоронить крутых покойников прямо в любимом "Мерседесе", с мобильным телефоном и музыкальным центром. Говорят, что потом целую неделю из-под земли доносится музыка, пугающая суеверных бомжей и кладбищенских служек.

В Минске, как говорят сотрудники Мингорисполкома, таких сюрреалистических похорон еще не было. В городском управлении жилищно-коммунального хозяйства я выяснил, что хоронят у нас в основном традиционным методом. Единственные похороны, заметно отличающиеся по характеру от прочих, - цыганские. На одном из минских кладбищ существует даже особый "цыганский уголок" с необычно оформленными памятниками. До войны, кстати, в Минске еще существовали "национальные" кладбища - еврейское, татарское. Потом право кладбищ "на самоопределение" постепенно исчезло, и "национальные" кладбища были или снесены, или превращены в обычные. Но в инструкции по республиканскому ЖКХ от 1990 года предусмотрен случай, когда покойника хоронят в сидячем положении. Насколько удалось выяснить корреспонденту "СБ", речь идет о соблюдении определенных религиозных погребальных ритуалов. Последние похороны с "сидящим" покойником были отмечены в Минске лет 25 -30 назад.

По словам начальника УП коммунального хозяйства Мингорисполкома Владимира Колодко, сегодня в Минске активно действуют два кладбища - в Михановичах и Колодищах. На Северном кладбище новые захоронения резко сокращены. Еще меньше хоронят на Кальварийском кладбище, которое наделено статусом памятника истории и архитектуры, а на Военном кладбище производятся единичные захоронения урн с прахом. Дело в том, что по санитарно-гигиеническим нормам могилы должны располагаться не ближе 300 метров от жилых и общественных зданий.

Больной вопрос кладбищенского дела - снос старых захоронений. Кладбище, по принятым нормам, должно служить 40 -60 лет, затем на его месте высаживают деревья и кустарники. В Минске есть немало закрытых кладбищ - например, одно из них, снесенное лет 25 - 30 назад, располагалось на холме рядом с обсерваторией у станции метро "Московская". Владимир Колодко считает, что снос старых кладбищ - решение неудачное, кладбища должны служить вечно. У нас по истечении двух-трех "кладбищенских циклов" погост просто превращают в парк. А потом при строительстве жилого дома рабочие натыкаются на истлевшие кости...

Нынешние горожане настолько напуганы этой перспективой, что предпочитают быть похороненными где-нибудь в деревне, на погосте возле церкви, куда цивилизация с ее "кладбищенскими циклами" доберется лет через пятьсот, не меньше. Может быть, по этой же причине в крупных городах сегодня вошло в моду сожжение умерших в крематориях - размещение урны с прахом на кладбище обходится гораздо дешевле. Возможно, что лет через двести люди будут удивляться, до чего же расточительны были предки - хоронили покойников в земле.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter